Еще год назад только только откровенные маргиналы верили в возможность отделения юго-восточной части Украины. Но благодаря раскачиванию ситуации и пропаганде это стало реальностью
С 1991 года, с разной периодичностью и интенсивностью украинские политики и эксперты поднимали одни и те же темы: «русский язык», «федерализация и децентрализация», «национализм и фашизм». Тогда, только откровенные маргиналы верили в возможность отделения юго-восточной части Украины. Зачастую, эти темы поднимались с одной единственной целью: получить от центральной власти дополнительные преференции и еще больше власти.
Но это не прошло даром. Постепенно, за много лет в умах украинцев было культивировано четкое противопоставление: «МЫ-ОНИ», «ВОСТОК-УКРАИНА». Поэтому, когда страна вошла в период нестабильности, резко ухудшилась экономическая ситуация, общество обратилось к своим страхам и установкам.
В феврале-марте 2014 года политический процесс в Украине развивался по уже хорошо знакомому сценарию. Разыгрываемая региональными элитами ситуация на Донбассе носила вполне управляемый характер. До определенного момента.
Перелом и резкое обострение ситуации произошли, когда было отключено украинское телевидение и радио, а в эфир вышли российские телеканалы. Резко изменилась тональность сообщений. Подача информаций о событиях в Киеве, западных и восточных областях Украины происходила с массированным вкраплением агрессивных тезисов. Например, именно тогда впервые начали звучать термины «карательные батальоны», «праворадикальные группировки», «бандеровцы», «антисемиты», «хунта», «захват власти» и т.д.
Также, с началом вооруженного противостояния, произошло искусственное, виртуальное расширение территории конфликта. Началось употребление словосочетаний «карательная операция на юго-востоке страны», «юго-восток» и т.д.
Окончательный перелом в массовом сознании наступил с введением в обиход названий «ДНР», «ЛНР», «Новороссия» вместо Донецкой и Луганской областей. Причем, показательным является тот факт, что эта риторика воспроизводилась и в украинских СМИ.
Кроме того, легитимации конфликта в сознании жителей Донецкой и Луганской областей, а также их мобилизации способствовала масштабная агитационная работа. Например, посредством размещения «патриотических» плакатов, апеллирующих к темам Великой Отечественной или гражданской войн и проведением аналогий между теми событиями и сегодняшним днем. Также дополнительными каналами мобилизации и нагнетания обстановки стали социальные сети, в которых распространялись фото и видео разрушений и жертв среди мирного населения, интервью очевидцев преступлений украинских военных. Все это привело к однозначной демонизации украинских вооруженных сил.
Можно выделить несколько основных технологических подходов к проведению информационных воздействий, которые привели к эскалации конфликта:
1. «Демонизация» противника, употребление наихудших характеристик при описании деятельности.
2. Использование полуправды, в абсолютно правдивое событие искусственно вкрапляют заведомо ложные утверждения, полностью меняющие смысл происходящего.
3. Многократное повторение, тиражирование на телеэкранах, в СМИ и социальных сетях.
4. Апелляция к авторитетам и к «очевидным фактам» которые не вызывают дополнительных вопросов – использование символики времен царской России, гражданской войны, Второй мировой войны, многочисленные мнения «экспертов» и «очевидцев».
В целом, одной из причин сложившейся ситуации на востоке Украины и как следствие – вооруженного конфликта на Донбассе стала длительная незаинтересованность государства в решении идеологических вопросов.
Кроме того, небрежная информационная политика и проигрыш Украиной информационной войны на начальной стадии противостоянии, привел к обострению конфликта, закреплении его в массовом сознании.
Необходимо отметить, что во многом такая ситуация сложилась из-за системных проблем с популяризацией украинского языка и культуры на территории Украины в целом. Безусловно это затронуло и Донбасс. Украине нужна идея «украинства», которая бы стала противовесом идеи «русского Донбасса», чтобы миллионы людей, которые хотят жить и в Донбассе, и в Украине, перестали быть беженцами в своей собственной стране.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.