Истинная подоплека скандала – это конфликт интересов между политиками и прокуратурой, и между демократами и республиканцами
В США тоже есть коррупция в высших сферах. Но прокуратура и ФБР демонстрируют, что против нее можно успешно бороться. Сотрудники ФБР арестовали спикера ГосАссамблеи штата Нью-Йорк Шелдона Сильвера
Оказывается, в США тоже есть коррупция в высших сферах. Правда, прокуратура и ФБР демонстрируют, что против нее можно бороться. Сотрудники ФБР арестовали спикера Государственной Ассамблеи штата Нью-Йорк Шелдона Сильвера по обвинению в коррупции. Если суд признает его виновным, спикер Сильвер («серебряный» - англ.) претендует считаться «золотым медалистом» чемпионата по коррупции в Нью-Йорке. Но это лишь внешняя сторона истории.
Несмотря на то, что агенты ФБР арестовали спикера нижней палаты Законодательного собрания штата Нью-Йорк – Государственной Ассамблеи – Шелдона Сильвера, федеральный судья вскоре освободил одного из самых влиятельных демократов штата под залог. Заявление о возбуждении уголовного дела насчитывает 35 страниц и детально описывает все коррупционные схемы спикера и его подельников. Федеральная прокуратура в лице прокурора Южного округа штата Нью-Йорка Прита Бхарара предъявила против Шелдона Сильвера список из пяти коррупционных обвинений: - мошенничество с использованием почты и электронных средств сообщения;
- преступный сговор с целью мошенничества с использованием почты и Интернет;
- вымогательство взятки «под прикрытием закона»;
- использование официальной должности для вымогательства;
и преступный сговор с целью вымогательства.
Высшая мера по каждому из обвинений составляет 20 лет лишения свободы, поэтому, если спикера признают виновным, ему грозит в сумме 100 лет тюремного заключения.
В переводе же на обычный язык, обвинения против Сильвера означают банальные взятки и откаты. Юрист по профессии, Шелдон Сильвер занимает пост спикера нижней палаты Законодательного собрания штата Нью-Йорк (расположена в городе Олбани) с 1994 года, он считается одним из самых влиятельных политиков от Демократической партии и старожилом политической жизни штата. По итогам 2013 года Сильвер официально задекларировал 650 тысяч долларов дохода. Но это по бумагам. А вот на деле федеральные прокуроры во главе с грозой нью-йоркской коррупции Притом Бхарара считают, что Сильвер получал гораздо большие доходы благодаря организации преступных схем.
Схема №1 заключалась в том, что Сильвер направлял строительные компании в маленькую юридическую фирму Голдберг & Ирьями, якобы для получения правовых услуг. А на самом деле спикер «решал» для застройщиков вопросы в Законодательном собрании и не только, а юридическая «прокладка» использовалась для отмывания денег, которые застройщики платили политику в качестве «благодарности». Федеральные прокуроры считают, что таких «гонораров» в сумме набежало около 700 тысяч.
Схема №2, по подсчетам прокуратуры, принесла около 3 миллионов долларов – это отмывание денег через так называемую no-show job. Знакомый доктор по наводке Сильвера якобы направлял своих пациентов в юридическую фирму Weitz & Luxenberg, специализирующуюся на защите интересов людей, переживших телесные повреждения и нанесение ущерба здоровью. Так вот, неназванный пока доктор специализировался на направлении людей, жаловавшихся на отравление асбестом и его последствия. А no-show job означает, что юридическая компания выплачивала политику «благодарность» за услуги под видом гонорара за работу юриста, сам же он на рабочем месте никогда не появлялся. И, наконец, в довершение Сильвер направил около 500 тысяч долларов правительственных грантов – тому самому доктору из схемы №2 – якобы на финансирование исследований.
На следующий день после ареста, 22 января, главный судья Фрэнк Маас постановил освободить политика-демократа под залог в 200 тысяч долларов, Сильвер дал личное обязательство о явке и оставил в суде свой паспорт. Судья также издал ордер на изъятие, чтобы заблокировать таким образом для Сильвера возможность снимать деньги со счетов 8 различных банков и компаний по управлению активами. Но это лишь публичная сторона дела. На самом деле коррупционный скандал имеет свою предысторию. Дело в том, что в июле 2013 года губернатор штата Нью-Йорк Эндрю Куомо (Демократическая партия) назначил специальную «Комиссию для расследования коррупции среди должностных лиц» – так называемую комиссию Мореланда, так как ее название базируется на Акте Мореланда. Затем генеральный прокурор штата Эрик Шнейдерман на основе решения губернатора назначил членов комиссии своими заместителями, а самому органу предоставил широкие полномочия в части расследования случаев, которые «касаются общественного спокойствия, общественной безопасности и общественной справедливости». Комиссия также получила полномочия издавать повестки с вызовом для дачи показаний и допрашивать свидетелей под присягой. И, как выясняется теперь со слов Прита Бхарара, первый фактаж по делу Шелдона Сильвера как раз собрали члены комиссии. Собственно, офис прокурора Прита Бхарара подготовил свое 35-страничное заявление с обвинениями на основе материалов комиссии Мореланда. Но, в разгар работы комиссии Мореланда, губернатор Эндрю Куомо в марте 2014 года неожиданно принял решение прекратить ее работу.
Пресса и общественность начали критиковать такое решение еще тогда и продолжают до сих пор. Например, The Wall Street Journal , ссылаясь на свои источники, высказывал версию, что комиссия успела собрать материалы о злонамеренном поведении от 6 до 12 законодателей штата из Олбани. Теперь же, после ареста Шелдона Сильвера, выглядит так, будто губернатор Куомо довольно топорно, но все же попытался прикрыть коррупционные проделки своего политического союзника, прекратив полномочия комиссии Мореланда. Да и арестовали Сильвера на следующий день после речи губернатора о запланированных социальных реформах – The New York Times специально отметила, что на мероприятии Куомо и Сильвер сидели рядом.
И, наконец, не стоит заниматься идеализацией и делать вывод, будто прокуратура занимается коррупционными расследованиями из стремления к справедливости. Прокурор Прит Бхарара, к примеру, прославился инициатор многих коррупционных расследований последних лет. Однако статистика показывает, что самые громкие дела касались представителей Демократической партии США – это и арест в 2013 году сенатора штата Нью-Йорк Малькольма Смита по обвинению в попытке подкупа политиков Нью-Йорка с целью получить выдвижение на выборах мэра, и дело против члена нижней палаты законодательного собрания штата Нью-Йорк Эрика Стивенсона по обвинению в получении взяток в том же 2013 году, и другие. Практика показывает, что лучшее средство, стимулирующее борьбу против коррупции – это конфликт интересов. Поэтому истинная подоплека коррупционного скандала – это конфликт интересов между политиками и прокуратурой с одной стороны, и между демократами и республиканцами, с другой. Но лучше уж так, чем более привычная для Украины и других стран бывшего СССР круговая порука между политиками, прокурорами, судьями, МВД и т.д сводящая шансы призвать коррупционера к ответу к минимуму.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.