На грани дефолта. Начало конца или шанс на будущее?

02 грудня 2014, 17:00
Власник сторінки
доктор юридических наук, народный депутат Украины 4 созыва
0
305
На грани дефолта. Начало конца или шанс на будущее?

Какой вектор развития будет определять будущее Украины

Чуть больше месяца остается до конца 2014 года. Чуть меньше года – прошло с момента событий, которые пару раз развернули вектор развития Украины, и, как следствие – запустили страну в состояние турбулентности.

Эйфория от вернувшихся чуть-было не утерянных европерспектив, сдобренных и оптимистическими сигналами действовавшего тогда состава Еврокомиссии; правительство «камикадзе», готовое, по уверению его членов, поставить на кон свое политическое будущее ради реформ и европейских стандартов жизни – все это давало надежду, что медленное, размеренное движение Украины (до сих пор не вышедшей на показатели своего экономического развития образца 1991 года) наконец обретет необходимую динамику.

Всего за девять месяцев все эти радужные перспективы развеялись, как дым. Громогласно анонсированная ликвидация всех коррупционных схем, по уверениям правительства выводивших за пределы страны ежегодно до 300 млрд. грн. (практически еще один бюджет), так и не состоялась. Попытка изыскать ресурс для реформ в карманах у граждан и бизнеса, предпринятые два секвестра бюджета (в марте и июле 2014 года), которые требовал «главный камикадзе» для избежания дефолта – оказались напрасными. Замораживание всех социальных стандартов и гарантий, срезания доплат практически всем категориям бюджетников, масштабные сокращения в госсекторе – стали катализатором углубления пропасти между страной и правительством, настороженности и недоверия не только к его реальным действиям, но и намерениям.

Впервые за годы независимости в 2014 году мы теряли не только население, а и территории. В марте как-то буднично «отчалил Крым» (его потерю списали на пророссийские настроения жителей полуострова и неготовность силовыми методами отстаивать целостность страны).

Подобный «пацифизм» и нерешительность спровоцировали события на Донбассе.
В апреле-мае чиновники успокаивали: вот тут-то мы уж ответим быстро, решительно и адекватно, проведем только выборы в один тур – и сразу встречайте чудо: «стоп – война», «здравствуй – Европа», «безвизовый режим», «миллиардные инвестиции»… Не сложилось.

Партийно-квотный принцип формирования правительства, приоритет личной преданности перед профессионализмом и опытом привели к тому, что уже в середине июня стало понятно – часть министров далеки от сфер, на которые поставлены, другая – вообще не понимает, что такое скурпулезная аппаратная работа по формированию и реализации государственной политики, третьи – так и не смогли погасить в себе политические порывы и продолжают жить стандартами партийно-митинговой жизни. Даже те чиновники-старожилы, которые неплохо проявили себя еще в начале 2000-х годов, как-то растворились в бесформенной массе «неофитов-популистов».

Результат не преминул сказаться – страна покатилась в пропасть. Запасов, оставшихся от «попередников» (а, справедливости ради – они были: стабильная гривна, 20 млрд. дол. международных резервов, газовые договоренности, стабильный уровень госдолга с «20% запасом» по сравнению с европейскими стандартами) – хватило ненадолго.

Ставка на прямую конфронтацию с «Газпромом» и надежда на скорейшее супер-позитивное для Украины решение Стокгольмского суда – не сработала. Крайне энергонеэффективная и энергоемкая экономика начала сыпаться как карточный домик.

Короткая, как обещали, «аниттероррестическая война» на Востоке уже в июле-августе стала терять позитивную динамику (освобождение крупных городов сменилось радостями за каждую отвоеванную кочку и высотку), а с наступлением «минского мира» – эта динамика исчезла напрочь (более того – страна потеряла еще приличную часть территории, и каждые сутки несет все новые и новые жертвы). За «линией фронта» остались более трех десятков промышленных гигантов из списка ТОП-200 отечественной промышленности (Донбасс, до начала конфликта, давал не много – не мало, а четверть промышленного производства и экспорта, более 15% объемов строительства, капитальных инвестиций и торговли, почти каждую десятую гривну аграрного производства).

Главным «козырем в рукаве» правительство считало кредиты от международных организаций и иностранные инвестиции. Причем чиновники были свято уверены, что стоит только получить кредит от МВФ, и это сразу станет мощнейшим сигналом для стратегических и портфельных инвесторов.

Когда-то, два-три десятилетия назад так в основном и происходило. МВФ многие считали «универсальным доктором приболевших экономик», и его приезд связывали со скорейшим выздоровлением. Но еще лет пятнадцать назад тенденции поменялись. Инспекционные миссии МВФ в ту или иную страну нынче воспринимаються «неполитическим инвестором» как сигнал тревоги – той тревоги, которую испытывают, к примеру, граждане, встретив недалеко от своего дома летащие с сиреной машины «пожарной» или «скорой помощи». И ествественно – спешащих скорее снять свою тревогу, чем броситься в ближайший магазин за покупками.

Так произошло и с Украиной. Два транша кредита исчерпались незаметно. «Выписанные нам рецепты» оказались универсальными – сокращать бюджетные расходы, повышать поступления в бюджет, поднимать цены на газ – но их выполнение оказались для крайне ослабленной Украины последним толчком к пропасти.

ВВП страны за 9 месяцев 2014 года сократилось на 3,8%; промышленность – на 8,6%, транспортная отрасль – на 6,3%, строительная – на 17,2% (рис. 1-4):
рис. 1
рис. 2
рис. 3
рис. 4

«Просела» розничная торговля (на 5,3%), которую не спас даже резкий рост цен на все товары и услуги.

Убыточно работает уже каждое второе предприятие страны, а их общий «минус» вырос в разы.

По темпам роста потребительских цен (19% за январь-октябрь) и цен производителя (26,5% за 10 месяцев 2014 года) побиты все рекорды последнего десятилетия. Прогнозируемый на конец года уровень инфляции (по оптимистичным прогнозам – около 25%) вернет Украину в 2001 год.

В предкоматозном состоянии пребывает банковская система. Только с начала года временная администрация введена почти в три десятка банков (каждое шестое финучреждение страны) – спасти пока не удалось ни один. Фонд гарантирования вкладов – практически банкрот, плотно присевший на бюджетные вливания. Граждане массово снимают средств с депозитов – за 10 месяцев из системы уже выведено более 125 млрд. грн.

Перспективы банковской системы – тоже пока сомнительны: до конца года ожидается, что каждая шестая гривна кредитов окажется просроченной (этот показатель – вдвое больше, чем на начало 2014 года); из группы «крупнейших банковских учреждений» – две трети не смогли пройти стресс-тест (понимая, что покажут средние и мелкие банки – их анализ решено отсрочить на неопределенное время).

Гривна с начала года девальвировала на 90%, уверенно преодолев определенную МВФ как критическую для страны планку «13» и барражируя в последние недели между 15 и 16 грн. за доллар США. Курс национальной валюты окончательно вышел из под контроля НБУ: потуги последнего хоть как-то повлиять на развитие событий приводят к обратному результату – расшатыванию рынка и расширению паники, которая съедает все больше золотовалютных резервов (их осталось около 12 млрд. дол. США).

Ситуацию в стране тонко чувствуют и инвесторы – за три квартала прямые иностранные инвестиции сократились на 15% (если бы ситуация на валютном рынке не препятствовала – цифры могли бы выглядеть пострашнее). Все меньше и меньше находится желающих вкладывать средства в страну, находящуюся то ли в замороженном конфликте, то ли в войне…

Единственное, что удалось нарости – это прямой и гарантированный государством долг. На начало октября он увеличился до 74,3 млрд. дол. США, достигнув рекордных 68% ВВП. Расходы бюджета (который только за 10 месяцев недобрал в доходную часть около 27 млрд. грн.) на его обслуживание возросли на 43,2% и составили уже 36,7 млрд. грн.

Озвученные Правительством «планы» 2015 год: дефицит госбюджета 5,3-5,8%, падение ВВП на 4,5%, инфляция в 13,4% – с учетом того, насколько разошлись планы и реальное положение в 2014 году – навевают на грустные мысли.

Что делать с этой достаточно серъезной, если не сказать – критической ситуацией – чиновники, очевидно, даже не догадываются. Во всяком случае, в парафированном 21 ноября Коалиционном соглашении о первоочередных шагах по преодолению кризиса речи вообще не идет (зато там достаточно мероприятий на долгосрочную перспективу).

Из этого – печальный вывод: «камикадзе» еще собираются летать долго, а вот экономика под их чутким руководством, похоже, уже долеталась…

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: дефолт,экономика Украины,политический кризис
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.