«Церковь миллионов».
Ответить на вопрос — что такое современная Русская православная церковь — весьма и весьма непросто. С богословско-канонической точки зрения, сама РПЦ определяет себя как «Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь», основанную Самим Иисусом Христом, а в составе Вселенской православной церкви РПЦ имеет статус одной из автокефальных Церквей. Патриарх Московский и всея Руси занимает пятое место в иерархическом списке (диптихе) православных патриархов.
Однако, если придерживаться строго канонической логики, то по каждому из пунктов самоопределения РПЦ могут быть сделаны серьезные возражения, ставящие под сомнение соответствие современного Московского патриархата хрестоматийным дефинициям. Поскольку перед нами не стоит задача участвовать в богословских дискуссиях, то мы остановимся на анализе положения РПЦ как социального института, который почти эксклюзивно представляет в современной России православную традицию.
На каких социологических, политических или исторических реалиях основано положение РПЦ в качестве монопольного хранителя «русского Православия»? Обычно РПЦ ссылается на то, что эта Церковь объединяет в качестве своих членов от 80 до 100 млн граждан России. На этом «статистическом» утверждении базируется требование «пропорционального» участия РПЦ в деятельности основных социальных и политических институтов РФ. Эту астрономическую цифру можно поставить под вопрос. Даже механическое умножение количества храмов РПЦ в России (8500) на тысячу (хотя далеко не каждый храм способен вместить такое число прихожан) дает более чем скромную цифру в 8,5 млн человек. То есть в России не более 10 миллионов человек, которые могли бы достаточно регулярно посещать церковные богослужения (без чего, по каноническим определениям, человек вряд ли может считаться членом Церкви). Большинство 100-миллионной «паствы» РПЦ в храмы не ходит, в церковной жизни не участвует и даже в Бога «по-настоящему» (т. е. в соответствии с православными догматами) не верит.
Это противоречие в РПЦ преодолевается с помощью понятия «православный по рождению», которым обозначаются люди, выросшие в русской культурной традиции и испытавшие воздействие русского (=православного) национальнокультурного окружения. Огромные разрушения, причиненные в ХХ веке традиционному культурному окружению, не то чтобы игнорируются вовсе, но воспринимаются как неважные, легко восстановимые с помощью РПЦ, которая с этой целью и добивается укрепления своего влияния. Возникает парадоксальная ситуация: церковные структуры требуют от государства помощи в восстановлении своего влияния на десятки миллионов людей, обосновывая законность просьбы своим влиянием на этих людей.
Этот парадокс трудно не заметить, и его игнорируют не потому, что не замечают, а потому, что для государства и общества решающее значение имеет не действительное влияние РПЦ на каждого конкретного человека, а ее возможность воздействовать на поле социальных отношений в целом при помощи своего «символического капитала». Влияние иерархических и административных структур РПЦ на общество объясняется тем, что эти структуры в существующем на данный момент времени социальном и политическом поле занимают место исторической Русской православной церкви, одного из ведущих агентов всей русской истории.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.