Друзьям все, врагам - закон о санкциях

23 серпня 2014, 21:37
Власник сторінки
3
Друзьям все, врагам - закон о санкциях
Генералиссимус Франсиско Франко (справа от Адольфа Гитлера) - автор крылатой фразы "Друзьям все, врагам - закон"

Если на голову села муха, совсем не надо рубить ее гильотиной. Не окажется ли так, что озвучивая «благие намерения», наша власть на самом деле «протащила» через зал Верховной Рады феодальную систему уплаты «дани» и механизм неправового передела собственности?

Если на голову села муха, совсем не надо рубить ее гильотиной. Но в Украине уже давно закрепилась практика, когда на словах политики и чиновники декларируют благие намерения, а под прикрытием красивых лозунгов стремятся протащить решение своих корыстных вопросов. Красноречивый пример – новый закон о санкциях.

Сейчас принятый Верховной Радой закон о санкциях находится на подписи у президента Петра Порошенко. Только после подписи президента станет понятно, как выглядит окончательный текст, потому как за считанные мгновения до голосования в Раде премьер-министр Арсений Яценюк обещал исправить самые одиозные пункты.

Итак, 14 августа Верховная Рада приняла закон о санкциях, впервые внедрив в законодательство Украины понятие «ограничительные меры» и конкретизировав полномочия президента и Верховной Рады в смысле оснований и порядка их применения. Казалось бы, стандартная международная практика – законодательство о международных санкциях есть в США и ЕС. Однако, наш Кабмин постарался под видом принятия закона о санкциях дать чиновникам еще и новые полномочия. Например, в плане давления на СМИ или передела собственности. Интересно, что здесь общего с международной практикой применения санкций против зарубежных стран и/или физических лиц?

 

«Меня терзают смутные сомненья»

Любой желающий может изучить, какие именно санкции предлагает применять против юридических и физических лиц из недружественной страны новый закон. Мы же сконцентрируемся на «подводных камнях». Во-первых, оказывается, закон разрешает применять санкции, в том числе, и против граждан Украины. Премьер Яценюк уже в зале пообещал исключить украинских граждан из списка объектов, но сдержал ли он свое слово, мы узнаем только после того, как президент подпишет закон и можно будет изучить его окончательный текст. А с нашей властью, как известно, всегда надо готовиться к худшему. Для сравнения, в США и ЕС санкции – мера воздействия против физических и юридических лиц, происходящих из других государств. Действительно, зачем применять санкции против своих собственных граждан, когда есть полиция, прокуратура и суды?

А в перечне «ограничительных мер» мы обнаруживаем целый арсенал «подводных камней». И если блокада активов, запрет государственных закупок или запрет на финансовые операции с компаниями из недружественной страны – это стандартная мировая практика, то дальше начинают терзать «смутные сомненья». Например, статья 4 («Виды санкций») предоставляет власти полномочия запрещать или ограничивать ретрансляцию теле- и радиоканалов. Или, как Вам, к примеру, такая санкция как «ограничение или прекращение деятельности средств массовой информации и других субъектов информационной деятельности, в том числе в сети Интернет»? Выходит, ссылаясь на санкции, правящая администрация сможет использовать его, чтобы закрыть неугодный телеканал, газету или Интернет-сайт. К слову, Интернет-сайты согласно законодательству Украины до сих пор не считаются СМИ, а новый закон, как видим, дает власти (на самом деле, президенту) право закрывать, в том числе, и Интернет-сайты.

А ведь закон содержит еще и «ограничение или запрет производства или распространения печатной продукции и других информационных материалов», и возможность ограничивать или вообще прекращать предоставление телекоммуникационных услуг или использование телекоммуникационных сетей. То есть, получается, что теперь чиновники имеют законное право «обрубить» услуги мобильной связи и ТВ, как для коммерческой компании, так и для обычного гражданина.

 

Между обещаниями и делом

Да, справедливости ради, надо признать, что премьер-министр Арсений Яценюк, представляя проект в Раде, озвучил просьбу Кабмина исключить такие санкции как запрет на предоставление почтовых услуг, запрет теле- и радиотрансляции, прекращение деятельности СМИ, а также ограничения на выпуск печатных СМИ и информационных материалов. Однако законотворчество – штука серьезная. Одно дело – разговоры в зале «под куполом». А вот жить мы будем в соответствии с тем текстом, за который голосовали депутаты и подписывает президент. А сайт Верховной Рады свидетельствуют, что депутаты голосовали за проект, содержащий все вышеперечисленные «меры убеждения» -http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=51915

Поэтому велик риск, что на стол президента ляжет законопроект именно в своей первоначальной версии. Кстати, непосредственно перед голосованием народный депутат Олег Зарубинский попросил премьера уточнить, будут ли санкции касаться, в том числе, и граждан Украины. На что Яценюк прямым текстом ответил, что «санкции касаются только государства-агрессора, только иностранных субъектов предпринимательской деятельности, только иностранных компаний…» Но, снова-таки, подчеркнем – розданный депутатам текст проекта содержит в списке объектов санкций, в том числе, и граждан Украины. Любой желающий может убедиться в этом, изучив стенограмму заседания ВР от 14 августа -http://iportal.rada.gov.ua/meeting/stenogr/show/5685.html

Ну, а за какие прегрешения можно получить санкции? И здесь снова обнаруживаем «лазейки». Начать с того, что закон дает власти возможность толковать повод для санкций в чересчур широком смысле. Как, к примеру, оценивать, что в деятельности отдельного гражданина или коммерческой компании присутствуют «действия…, создающие реальные и / или потенциальные угрозы национальным интересам, национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности Украины»? Начать хотя бы с того, что такого понятия как национальные интересы нет в законодательстве Украины, а тем более нет списка таких интересов. Да и быть не может – на практике каждая партия или общественная организация по-своему видит национальные интересы своего государства – именно отсюда и происходит конкуренция идеологий, программ и манифестов политических и общественных структур. Да вот простой пример – Партия независимости ВеликобританииНайджела Фараджа выступает за выход своего государства из ЕС. Британские лейбористы видят национальные интересы только в ЕС, а консерваторы во главе с Дэвидом Кэмероном «за» ЕС, но требуют большей автономии от Брюсселя в принятии решений. Получается, если сейчас при власти консерваторы, то они должны обвинить Партию независимости в «предательстве национальных интересов». А когда к власти вернется Лейбористская партия, то обвинит в тех же самых прегрешениях самих консерваторов. И список вопросов только по данному конкретному пункту можно развивать все дальше и дальше.

В завершение, пару слов о процедуре применения санкций. Например, речь идет о таких мерах как блокада активов, ограничение торговых операций, ограничение или прекращение транзита ресурсов, полетов или перевозок по территории Украины, остановка исполнения экономических и финансовых обязательств (например, платежей и расчетов) (закон называет такие меры секторальными). В таком случае действует сложный порядок: сначала решение принимает Совет национальной безопасности и обороны (подконтрольный президенту орган) – затем утверждает президент своим указом – финальную точку ставит Верховная Рада, принимая в течение 48 часов соответствующее постановление. Если же речь идет о персональных санкциях, то здесь срабатывает более простой порядок – сначала решение СНБО, а затем указ президента.

И, наконец, главная загвоздка заключается в разнице между теорией и практикой. Нынешняя Украина, как и большинство государств бывшего СССР – красноречивый пример воплощения на практике правила генералиссимуса Франко «Друзьям все, врагам - закон». Украина живет по законам олигархического капитализма. А раз так, то чиновники используют законы не для поддержания справедливости или порядка, а в интересах собственного кармана и бизнеса своих спонсоров-олигархов.

На словах новый закон декларирует защиту национальных интересов, а на деле депутаты Рады дали Администрации президента и Совету национальной безопасности законное право взимать феодальную «дань». Потому как, если президент подпишет закон в нынешней редакции, то понадобится всего одно заседание СНБО, чтобы любого коммерсанта, политика или журналиста записать в «пособники террористов» или «нарушители Декларации прав человека и гражданина». А Совет, как мы понимаем, это вам не суд с его волокитой, переносом заседания, заслушиванием сторон и тому подобными бюрократическими проволочками, занимающими не один месяц времени. И вершить суд да дело СНБО будет с оперативностью сталинских «троек», штамповавших приговоры десятками, а то и сотнями. Как говорится, без лишней волокиты. Без шума и пыли.

Вот и возникает закономерный вопрос. Не окажется ли так, что озвучивая «благие намерения», наша власть на самом деле «протащила» через зал Верховной Рады феодальную систему уплаты «дани» и механизм неправового передела собственности? И попутно сама себе предоставила «дубинку», чтобы бить по голове и затыкать рот неугодным и несогласным?

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Яценюк,СНБО,закон,Порошенко,санкции,феодалізм,передел собственности
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.