Ян Таксюр, литератор, публицист
Нет
сегодня в обществе Украины такого вопроса, по которому говорилось бы столько
откровенных глупостей и давалось невежественных оценок, как вопрос церковный.
При этом последствия безграмотных
заявлений людей, понятия не имеющих, о чём они толкуют, в церковных делах
особенно губительны.
И всё же степень озлобления по отношению к церкви
на земле Украины, степень её бездумного шельмования как никогда высоки. Связано
это с тем, что в условиях войны перед церковью пытаются поставить вопрос «с кем
ты?», пытаются втянуть её в политическую борьбу на одной из сторон, не понимая,
что Церковь не партия, не общественная организация, что она «не от мира». И когда церковь, как ей и положено, говорит не
партийную правду, но евангельскую, когда вопреки технологиям и манипуляциям она
перед лицом государства называет вещи своими именами – войну войной, убийство
убийством, а убиенных, независимо от политической позиции, именует своими
детьми – это вызывает непонимание и ненависть.
В такой тяжёлой обстановке на Киевскую
кафедру Украинской Православной Церкви на днях взошёл новый Предстоятель.
Митрополит Онуфрий. Его интронизация, то есть поставление на новое служение,
произошло в Киево-Печерской лавре 17 августа. Об этом событии написано уже
немало. Однако атаки на церковь продолжаются, потоки лжи и необоснованных
претензий не иссякают. А потому, высказаться считаю необходимым. Не как
аналитик, а как рядовой православный мирянин, которому Церковь дорога. Для
которого она не сообщество политических единомышленников, но – Тело Христово и
корабль спасения.
Поскольку
на территории Украины погибают люди, и любой нормальный человек желает, чтобы
это прекратилось, в обществе часто звучат три вопроса.
Сумеет ли
УПЦ МП теперь, при новом Предстоятеле, взять на себя роль миротворца?
Прислушается ли православный христианин П.А. Порошенко
к мнению Церкви, в которой он был крещён? По силам ли вообще Церкви остановить
кровопролитие на Донбассе?
Думается,
некоторые ответы дать можно. Но только ответив на ряд промежуточных вопросов. И
хотя для людей нецерковных иные наши положения покажутся странными, мы проговорим
всё до конца.
Итак,
от чего и от кого зависит, сможет ли церковь Украины способствовать прекращению
войны? Зависит от Бога. Так как всё находится в Его руках. От нового Предстоятеля. И от самой Церкви. То
есть от нас (поскольку мы, все вместе, верующие и молящиеся, и есть Церковь).
Начнём с Предстоятеля. Хорошо ли то, что именно
владыка Онуфрий возглавил церковь Украины? И что означает его избрание?
На мой взгляд, несомненно, хорошо. Помню своё
недавнее впечатление. Июль. Владимирская горка. Богослужение, посвящённое Дню
Крещения Руси, должен возглавить тогда ещё местоблюститель – владыка Онуфрий.
Его все ждут. И вдруг среди множества собравшихся прихожан и священников
появляется он. Домашний, непраздничный, немного смущённый. Помню, как шёл он
среди просивших благословения в каких-то простых туфлях, почти тапочках,
улыбаясь и крестя на все стороны. А сам при этом вроде был и не здесь вовсе.
Будто его, монаха, взяли и перенесли из кельи сюда под солнце, в многолюдство.
Но он ни на мгновение не оставил своего любимого занятия – молитвы. Таким было
моё первое впечатление. И, признаюсь, оно меня весьма утешило.
Ещё одна деталь (ведь у нас, сочинителей,
детали важны). Когда уже в ранге Митрополита Киевского владыка Онуфрий вышел из
Трапезного храма Лавры, один из богатейших людей страны предложил ему очень
дорогой автомобиль, мол, подвезём к новому месту служения. Владыка Онуфрий
улыбнулся, поблагодарил и тихо добавил: «я пешочком».
А ещё мы помним, что владыка Онуфрий, как
немногие в нашей церкви всегда имел мужество идти против течения, выступать не
как велят, а по правде. Он был среди трёх епископов, кто при президенте
Кравчуке, не позволил тогдашнему митрополиту Киевскому Филарету самочинно
разорвать законную связь с законным патриархом Московским. При президенте
Ющенко именно он возвысил голос против вмешательства в церковные дела
государства, и назвал нарушением Конституции попытки людей малограмотных и
далёких от церкви «реформировать» её, самовольно объявлять о «поместности». Он
отстаивал справедливую оценку голода 30-х годов, отрицая попытки использовать
трагедию народа для разделения и вражды. Он говорил и говорит (когда это не
всегда безопасно) что нет никаких канонических, то есть законных, оснований для
отделения от Московского патриархата и что это отделение ничем не поможет
Церкви выполнять её главную миссию – спасение людей от погибели в вечности.
И в нынешние непростые времена владыка
Онуфрий не боится иметь точку зрения отличную от официальной, настоятельно
рекомендуемой. Он выступил против ассоциации с Евросоюзом с её набором антихристианских
«ценностей и свобод». Он был среди тех, кто не позволил в феврале 2014 года
пойти на «слияние» с пребывающими в расколе сторонниками Филарета. Он и сейчас,
несмотря на жёсткое давление ничего не смыслящего в делах церковных медиасообщества
и призывы к диалогу ради «объединения», вдруг спокойно заявляет: «Филарет хотел бы все себе подчинить, но он
потерял каноничность, потерял свой сан. Он пытается время от времени с помощью
политических настроений себя реанимировать, но это всё равно, что мёртвому
припарки».
Наконец, вопреки той же
ожидаемой от него толерантности, он в начале августа пишет в письме к
Президенту неприятную для власти, но очевидную правду: «Вынужден констатировать нарушение прав и
свобод верующих со стороны военного контингента, находящегося на востоке Украины».
А по поводу войны сразу же
в день интронизации говорит: «Мы молимся Богу, чтобы Господь тем людям, которые воюют
сегодня, дал дух мира, чтобы они поняли, что убивать друг друга – это не заповедь Божия. К миру призывает нас
Господь. И мы должны быть сынами мира».
И этот человек возглавил сегодня нашу Церковь.
По сути, выбор украинской церковью такого «неправильного», неудобного
Предстоятеля означает поддержку его
взглядов. Означает призыв к поиску мира и остановке братоубийственной войны.
Означает протест против войны и отказ поддерживать политику государства и
Президента, если они направлены на силовое решение проблем с неизбежными
человеческими жертвами.
Подчеркнём весьма важное. В интронизации
митрополита Онуфрия приняли участие представители всех поместных церквей. Иными
словами, вся Вселенская Церковь, всё мировое Православие высказалось не только
в поддержку владыки Онуфрия, но и в поддержку его взглядов. А это – мир, но не война. И если наша власть хотела
услышать мнение всей Христовой Церкви о своей политике, она его, несомненно,
услышала.
Кто-то спросит: да правда ли, что П.А. Порошенко является вашим прихожанином? Его
видели и у Филарета, и у греко-католиков. Конечно, вера есть тайна каждой души.
Но, думается, Пётр Алексеевич, остаётся чадом канонической и единственной
законной на земле Украины УПЦ (МП). Есть свидетельства близких к нему людей.
Есть его вполне однозначные слова и поступки. И именно, зная лучше других, чей прихожанин
украинский президент, нынешний предстоятель не боится беспокоить власть. Пишет
письма, добивается личных встреч. Напоминает о вопиющих нарушениях прав
верующих. В том числе, права на жизнь. Взывает к христианской совести главы
государства.
А
зачем вам так упорно держаться единства с Московским патриархатом? Почему бы не
объединиться с Филаретом, как хочет того власть и всё «прогрессивное»
человечество? Такие вопросы всё чаще и настойчивей (а иногда с остервенением)
задаются нашей церкви в основном людьми, мучительно страдающими не только от
упоминания московского патриархата, но и московской колбасы и песни
«Подмосковные вечера». Разве не патриотичнее было бы создать вместе с «киевским
патриархом» свою, всех устраивающую поместную церковь?
Скажем в ответ два слова и этим товарищам. Не
столько для их вразумления (это процесс трудный) сколько для ответов на наши
главные вопросы.
Вот, что сказал
митрополит Онуфрий на пресс-конференции в день поставления на кафедру, когда
журналисты настоятельно рекомендовали ему объединение с непризнанным в мировом
Православии КП: «У нас есть свои
принципы. Это каноны Святой Православной Церкви. И объединение может быть
только на основе этих канонов. Другие аргументы не могут быть достаточными для
нашего объединения».
Поясним любителям «учить» и «реформировать» церковь. Каноны
есть законы жизни Церкви. Сама же Церковь есть благодатное собрание, куда
приходит Христос. Собрание, которое Он Сам возглавляет. Если каноны будут
нарушены, Бог покинет это собрание, и тогда, несмотря на пышные облачения и
каждения, собрание церковью быть перестаёт. То есть верность канонам – это отказ от разрушения Церкви. Отказ от
предательства.
Что касается
патриотизма, об этом уже не раз приходилось писать: каноническая церковь на земле
Украины есть самое патриотическое установление, поскольку желает каждому
гражданину высшего блага – спасения во
Христе и вечной жизни с Ним. Кто скажет, что это непатриотично, тот солжёт.
Но вернёмся к вопросам,
поставленным в начале. Может ли украинская церковь стать миротворцем, услышит ли Пётр
Порошенко обращённый к нему призыв к миру и по силам ли церкви остановить кровопролитие
на Донбассе?
Наши ответы и выводы будут исходить из нашей
веры. Мы, православные христиане, верим, что всё происходит по воле Бога. Его
можно просить (называется молитва). И Он, в зависимости
от того, кто просит и какие мы, отвечает на наши просьбы. Поверьте, я не ухожу
от ответа, но приближаюсь к нему.
Если мы
имеем такого Предстоятеля, твёрдо стоящего в вере (скажу откровенно, думал по своему
маловерию, получим другого, а раз так вышло, то это явное свидетельство милости
Божией), если мы сами, следуя за Предстоятелем, не предадим Бога, Церковь, веру, Евангелие, то мы можем получить столь
необходимый мир и вразумление власти.
А что ещё, кроме верности, особенно нужно
сегодня? Ответ на этот последний вопрос дал недавно сам митрополит Онуфрий,
обращаясь к Президенту, который, скажем прямо, оказался в тяжелейшем и
опаснейшем для своей души положении. Он порекомендовал ему молиться.
Конечно, у тех, кто
никогда не бывал в церкви, но критикует её и «учит жить», такой вывод
вызовет, мягко говоря, удивление. Но не торопитесь, господа. Лучше попробуйте.
|
Святитель Иоанн Златоуст, один из столпов
нашей церкви, говорил: «Нет ничего более
сильного или равного по силе молитве».
Так
что если мы сохраним верность вере и церкви, а значит, Богу, если только попытаемся
жить по совести, по Евангелию, осуждающему убийство, наша просьба о мире может
быть услышана. В одиночку такое вымолить трудно. Но вместе с нашим молящимся
Предстоятелем, да всей церковью – всё
возможно.
Пусть же Милостивый Господь приклонит ухо Своё
к просьбам кающихся Своих детей, и ради любви к ним помилует измученную и
страдающую Украину.
Источник: http://izvestia.kiev.ua/blog/72966
Материалы по теме:
http://www.2000.ua/v-nomere/forum/ukraina/sobor-na-fone-ato.htm
http://blog.polemika.com.ua/blog/mitropolit-onufriy-kto-takie-banderovcy-znayu.html
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.