Угольная реформа для проформы?

24 липня 2014, 11:22
Власник сторінки
журналист
0
75

Как обещать – не значит жениться, так и задекларировать реформаторский курс вовсе не означает неуклонно двигаться по заданному маршруту.

Как обещать – не значит жениться, так и задекларировать реформаторский курс вовсе не означает неуклонно двигаться по заданному маршруту. Каждый, кто оказывался у властного руля, пытался позиционировать себя в роли реформатора, однако за 23 года независимости реформаторский воз так и не сдвинулся с мертвой точки… Тем не менее, разговоры о необходимости реформирования различных сфер не утихают и сегодня.  Только вот, заметим, что во времена стабильности и мирной жизни разного рода реформы не очень-то «получались».  Чаще всего дело заканчивалось либо пшиком, либо скандалом с отмыванием средств.

    Стоит ли рассчитывать что реформы на Донбассе пойдут сейчас, когда города и поселки буквально стирают с лица земли  авиаударами, а люди в панике бегут через все границы? Явно, время для перестройки не самое подходящее, тем не менее  правительство твердо решило взяться за угольную  промышленность.  Возможно, решили, что слишком много тратят на поддержку шахт: за январь-май текущего года из государственного бюджета поступило 5,166 млрд грн на частичное покрытие расходов по себестоимости угольной продукции. Хотя, расходы эти оправданны: несмотря на боевые действия, шахтеры- единственные кто каждый день спускались в забои, а угольные предприятия системно платили налоги в госбюджет. Так что упрекать их в том, что  убытки  госшахт выросли на 0,6% по сравнению с маем прошлого года, по меньшей мере, нелогично.  А по большому счету, подло и цинично.  Не будь на Донбассе военных действий, шахты вряд ли бы работали в убыток и уж точно не шахтеры виноваты в том, что в Донецкой и Луганской области каждый день  слышны взрывы и выстрелы.

На сегодня дотации убыточных шахт Донбасса составляют 34 млрд гривен., - утверждает первый заместитель главы Минэнергоугля Юрий Зюков. По его словам, министерство планирует за 5 лет сделать государственные угольные предприятия прибыльными, в то время как в этом году на покрытие их убытков планируется потратить более 12 млрд грн.  Но вот как сделать прибыльной отрасль в воюющем регионе замминистра не говорит. Как и не называет суммы, которые нужно потратить на реформирование  шахт. А что делать 5 лет «угольной перестройки» шахтерам, оставшимся без работы? Сидеть и ждать результатов перезагрузки экономики Донбасса?  

 

А как кормить семьи, где получать зарплату, за счет чего выживать людям? Этих рекомендаций ни в Минсоцполитики ни в Минтопэнерго почему-то не дают. Зато премьер Яценюк публично признал, что из 13 млрд. грн., выделяемых на угольную отрасль только лишь 3 миллиарда доходит до шахтеров, остальные же оседают в карманах чиновников.  Так может «построить» вороватых чиновников, а не  работящих шахтеров и никакой реформы угольной отрасли проводить не надо?

 Судя по заявлениям высоких чинов из разных министерств, все инициативы по перестройке экономики Донбасса ориентированы либо на приватизацию привлекательных активов, либо на иностранные инвестиции. То есть, на «распил бабла», а о шахтерах никто не думает. Как и о том, что в условиях сокращения потребления газа на 40% в Украине , сегодня на замену есть только угольная отрасль и возобновляемые источники энергии.   И тут ее как раз  хотят  реформировать.  Такой подход по меньшей мере тянет на диверсию.  Как и желание немедленно ликвидировать почти 50 шахт – в соответствии с утвержденной уже  правительством госпрограмме.

По словам директора департамента рынка труда и занятости Министерства социальной политики Натальи Зинкевич, в результате закрытия шахт безработными станут 22 тыс. шахтеров. Между тем, уже сейчас в Донецкой и Луганской областях  официально числятся на учете в центрах занятости 265 тыс. человек.  Способствует ли это снятию социальной напряженности в регионе, где сегодня идут боевые действия – вопрос риторический. Очевидно, что шахтеры, оказавшись на скамье безработных, станут приверженцами ДНР и отвернутся от Украины, которая забирает у них возможность зарабатывать себе на хлеб.

Неужели в правительстве не понимают, что кроме  эскалации  конфликта,  гибели  угольный  отрасли,  падения  экономических и социальных показателей региона, а также страны в целом, подобные  шаги более ни к  чему  не  приведут?!  Поэтому сложно  не согласиться с мнением, которое озвучил  один из лидеров  Партии развития Украины Сергей Ларин: «Заявления о закрытии  полсотни  шахт  в  Донецкой  и Луганской  областях  и увольнение  более 20  тысяч  шахтеров свидетельствуют исключительно о близорукости и безответственности  власти по отношению к жителям востока. В то время когда на Донбассе не прекращаются боевые действия, инфраструктура городов и предприятия  разрушены,  социальные  выплаты  заморожены,  люди  без  работы, многие  выехали  из  родных  мест, никто  не  понимает, каким будет завтрашний  день, не говоря  уже  о  будущем  -  делать подобные заявления  несвоевременно».

Программа для углепрома, впрочем, предусматривает создание за три года более 300 тысяч новых рабочих мест за счет государственно-частного партнерства и привлечения международных доноров. Достичь этого планируется за счет переориентации экономики Донбасса с упором на производство строительных материалов, приборо- и машиностроение, оборудования для энергосберегающих технологий – тепловых насосов и солнечных батарей, производство и глубокую переработку сельскохозяйственной продукции, развитие IT-технологий, а также поддержку малого и среднего производственного бизнеса. Все бы ничего, но есть как минимум несколько «Но».

Во-первых, возникает логичный вопрос: где взять деньги на реализацию данной масштабной программы?  Очевидно, что в госбюджете «лишних» миллиардов нет, а кто согласится субсидировать страну, на территории которой идет полномасштабная война?  И даже если инвестор и найдется, не нужно ходить к гадалке, чтобы понять, что ставки по кредитам будут просто заоблачными. Иных источников финансирования нет. Выделяемые МВФ средства идут на зарплаты в бюджетной сфере и социальные выплаты, на поддержку курса гривны. При этом поступления в бюджет падают вместе с промышленным производством и ВВП. 

Во-вторых, не нужно быть большим специалистом, чтобы понимать: проводить реформы в условиях войны – это означает вести подрывную деятельность и настраивать против Украины весь юго-восток. Тем более что так называемая реформа предусматривает массовые увольнения, закрытие предприятий, сокращение резкое рабочих мест.  А куда пойдут уволенные « в рамках преобразований»  шахтеры? Воевать с оружием в руках на стороне ДНР и ЛНР.

И, наконец, последнее. Предыдущая реформаторская программа предусматривала, что уже к 2014 году у государства не останется шахт в управлении, а спустя еще два  года бюджетные расходы на их дотирование полностью прекратятся.  Прекратились? Вот-вот. Подобные программы, похоже, принимаются лишь для очередного «отмывания» средств. Одним словом, реформы для проформы…

  


Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.