Президентские выборы в Афганистане как бикфордов шнур

23 червня 2014, 22:36
Власник сторінки
0
78

Афганистан - пример, как феодальная страна пытается навязать своим гражданам демократические процедуры вроде выборов. И сразу противоречие - средневековая психология против бюллетеней, урн etс

Афганистан - пример того, как феодальная по своей сути страна пытается навязать своим гражданам демократические процедуры вроде выборов и т.д. И как со старта возникает противоречие - с одной стороны, родоплеменные понятия на уровне Средневековья, с другой - бюллетени, урны, комиссии и т.д. Попытка навязать политическую надстройку, которая не соответствует правилам повседневной жизни. 

Можно разработать хоть суперпрограмму, но в средневековом государстве она никому не нужна. Точно так же, как мало кому в Афганистане интересны такие тексты) 

Потому как по родоплеменным понятиям полагается голосовать "за своих", пусть они хоть бандиты, хоть кто угодно. 
Вот в понятиях Афганистана свои - это во-первых, из одной местности, во-вторых - одной народности. Все 4 лидера первого тура - пуштуны, т.е. представляют крупнейшую этническую группу в стране - 42 % (следующие - таджики с 27 %)

А еще пример того, как навязывание чуждых правил (не соответствующих психологии масс и традициям) приводит , к сожалению, только к конфликтам и провоцированию новых столкновений

Проведение полноценных президентских выборов – шанс не просто на легитимную передачу власти, а в первую очередь на стабилизацию внутренней обстановки

По итогам второго тура президентских выборов сработал самый опасный вариант для мирного будущего Афганистана, где последние 35 лет не умолкает артиллерийский огонь и автоматная пальба. Если проигравшие кандидаты и стоящие за ними народности, местные феодалы и вооруженные группировки не признают результаты голосования 14 июня, выигравшими в ситуации кризиса окажутся «Талибан», а также Хамид Карзай. Талибы заявят о победе в виде срыва голосования, а уходящий президент попытается продлить свои полномочия.

 14 июня в Афганистане состоялся второй тур выборов президента, идущего на смену Хамиду Карзаю. Независимая избирательная комиссия Афганистана на своем сайте официально обещает завершить подсчет голосов и обнародовать результаты второго тура 2 июля 2014 года. По данным Комиссии, несмотря на нападения талибов и другие угрозы, в день голосования работали 6 тысяч 184 избирательных участка из запланированных 6 365 (т.е. более 96 %).

Фактически, последние 35 лет Афганистан – это территория непрекращающегося военного конфликта. Именно поэтому проведение полноценных президентских выборов – шанс не просто на легитимную передачу власти от Хамида Карзая к преемнику, а в первую очередь на стабилизацию внутренней обстановки. Сегодняшний Афганистан по факту представляет собой страну, живущую по родоплеменным законам. Если же оценивать в политической плоскости, то речь идет о феодализме. Поэтому президентские выборы – это в первую очередь избрание формального главы государства с функциями скорее министра иностранных дел, чем президента в привычном для нас понимании. Понятно, что для страны, живущей по родоплеменным традициям и религиозным канонам, крайне важным фактором является этническая принадлежность кандидата в президенты. The World Factbook Центрального разведывательного управления США (ЦРУ) дает примерную оценку населения Афганистана в 31 миллион 822 тысячи 848 человек (прогноз на июль 2014 года). А в разрезе этнических групп представляет Афганистан так: 42 % пуштунов, 27 % таджиков, 9 % хазарейцев, 4 % аймаков, 3 % туркменов, 2 % белуджей и до 4 % менее распространенных народностей. Характеризуя президентские выборы, начнем с того, что большинство из 10 кандидатов, принявших участие в первом туре 4-5 апреля, представляли пуштунскую этническую группу. Но, говоря о пуштунах, следует сразу же учитывать, что афганские пуштуны не представляют собой монолит, по факту они разделены на несколько группировок, представляющих разные элитные кланы из разных регионов Афганистана, и зачастую соперничающих между собой. Тройка хит-парада по итогам первого тура 4-5 апреля расположилась так: экс-глава МИД Абдулла Абдулла – 2 миллиона 972 тысячи 141 (45 % голосов), бывший советник Мирового банка Ашраф Гани Ахмадзаи – 2 миллиона 84 тысячи 547 (31, 56 %), еще один экс-министр иностранных дел (январь 2010 – октябрь 2013) Залмаи Рассул – 750 тысяч 997 (11, 37 %). Среди значимых кандидатов стоит упомянуть и результат профессора Абдо Рабе Расул Сайяфа (его еще титруют как Абдул Расул Сайяф), получившего 465 тысяч 207 или 7, 04 % голосов избирателей.Конечно, в стране, где важную роль играет этническая и клановая принадлежность, можно быть хоть бывшим министром, хоть семи пядей во лбу, а при этом иметь нулевые шансы на выборах. Поэтому логично, что все кандидаты-лидеры – этнические пуштуны, да к тому же из влиятельных пуштунских кланов. К примеру, Залмаи Рассул – племянник короля Афганистана Аманнуллы Хана, правившего страной с 1909 по 1929 годы, Ашраф Гани – представитель влиятельного суннитского клана Ахмадзаи, а Расул Сайяф – один из полевых командиров моджахедов, воевавших против армии Народно-демократической партии Афганистана и советских войск в 80-е годы. Разве что доктор Абдулла Абдулла – наполовину пуштун, наполовину таджик, что при правильной линии кампании позволило привлечь на его сторону в первом туре как пуштунов, так и таджиков.

Понятно, что кампания проводилась в тяжелых условиях. В отдаленные гористые районы мешки с бюллетенями доставляли на ишаках и под вооруженным конвоем. Лидеры движения «Талибан» пообещали сорвать выборы всеми доступными способами. И не ограничились только словами – на деле талибы нападали на участки, провели серию терактов (в том числе, в Кабуле) и убивали тех избирателей, кто осмелился голосовать в первом и втором туре (министерство обороны докладывает о 33 убитых и минимум 63 раненых талибами – и это только в день второго тура). Понятно, что на подконтрольных территориях «Талибан» удалось не допустить проведения голосования. Поэтому, когда по итогам второго тура, казалось бы абсолютный фаворит Абдулла Абдулла обвинил избирательные комиссии в масштабной подтасовке голосов и фальсификациях результатов, его претензии подкрепляются как минимум выше приведенными фактами, повлиявшими на ход и итоги голосования. Кстати, в 2009 году, когда Абдулла баллотировался на пост президента против Хамида Карзая, он аналогично снял свою кандидатуру с дистанции, обвинив победителя выборов в фальсификации. А что касается нынешней компании, то 19 июня кандидат Абдулла прямым текстом заявил Агентству Франс-Пресс: «Отныне, так как комиссии по проведению выборов не дали нам ответ на наши законные требования, мы не признаем любые их правила, действия, а также результат их деятельности».

Здесь надо понимать, что за каждым из кандидатов-фаворитов стоят влиятельные местные феодалы и духовенство, многочисленные пуштунские кланы и вооруженные отряды. Поэтому, непризнание результатов президентских выборов – это не просто личная позиция Абдуллы Абдуллы, а концентрированное выражение мнения стоящих за ним сил. 19 июня в Кабуле уже прошла первая демонстрация сторонников Абдуллы. А при желании его «группа поддержки» может организовать масштабные акции протеста вплоть до непризнания нового президента с последующим саботажем решений центральной власти. Логично, что ситуацией нестабильности постарается воспользоваться уходящий президент Хамид Карзай, чтобы продлить свои полномочия – то ли на неопределенный срок, то ли до проведения повторных президентских выборов. Сейчас западные СМИ и местные общественные авторитеты активно раскручивают мнение, что местные жители напуганы выводом американского военного контингента, опасаясь, что Афганистан погрузится в кровавый хаос. Тем более, что перед глазами – наглядная иллюстрация в виде Сирии и Ирака, когда отряды сирийских боевиков вторглись на территорию последнего в районе Мосула, не опасаясь столкнуться в открытом военном столкновении с контингентом НАТО. Поэтому любые вспышки насилия в Афганистане, не говоря уже о вооруженных конфликтах, могут стать аргументом против вывода из страны войск США. И есть вероятность, что президент Барак Обама, заявивший 27 мая этого года о намерении продолжить вывод войск, оставив под конец 2014 года в Афганистане только 9 800 американских солдат, будет вынужден кардинально пересмотреть свои планы.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: Афганистан,США,Выборы,Обама,Талибан,Барак Обама,Карзай
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.