Психологические шахты и терриконы Донбасса

13 травня 2014, 17:24
Власник сторінки
5

Конфликт на Юго-Востоке можно объяснить в плоскости патернализма - отношений "отцов и детей". Можно пояснить и пророссийские настроения – фигура Путина заполняет нишу «отца» в патерналистском сознании

Вооруженный конфликт на Юго-Востоке можно объяснить в плоскости патернализма. Именно этим можно пояснить и пророссийские настроения – фактор Путина заполняет нишу «отца» в патерналистском сознании после того, как Янукович и его окружение по факту бросили Донбасс на произвол судьбы, а «Киев не слышит».

Сегодня на Донбассе разворачивается настоящий вооруженный конфликт. Вокруг шахт и терриконов звучат перестрелки, дороги бороздят БТРы, а небо – вертолеты. Ополченцы Юго-Востока ведут «широкий национальный диалог» с Киевом из автоматов и гранатометов. Региональные элиты Донбасс десятилетиями культивировали выгодную для себя психологию патернализма, доминирующую в поведении региона. А сегодня всячески поддерживают убеждение, что «Киев не желает услышать Юго-Восток».

Долгие десятилетия доминирующая психология для украинских граждан Юго-Востока - это патернализм. Cправедливости ради надо признать, что патернализм присущ большинству населения Украины, разве что проявляется с разной силой и в разной форме во Львовской и Киевской, Ивано-Франковской и Донецкой, Тернопольской и Луганской областях. И никуда от этого не денешься, ведь все мы так или иначе родом из СССР. А вот что касается Донбасса, то на Юго-Востоке психология патернализма является доминирующей. И причиной тому несколько влиятельных факторов.

Начнем с того, что ключевым цементирующим фактором для патерналистской психологии на Юго-Востоке выступает коллективный способ производства, характерный для предприятий Донбасса. Работник металлургического комбината, трубного завода или угольной шахты обречен существовать по правилам жизни больших групп. Поэтому мнение коллектива для него – на первом месте, ведь вместе с этими людьми он проводит большую часть жизни, зачастую сопряженной с опасностью и риском. Именно от места в иерархии коллектива зависит самооценка человека и его авторитет не только на работе, но и в повседневной жизни, т.е. среди соседей, друзей и родственников.

Простой пример – первый тур самопровозглашенного референдума в Донецкой и Луганской области прошел с аншлагом. Но, если миллионы дончан и луганчан поддерживают лозунги самопровозглашенной Донецкой / Луганской республики, почему они не устроили свой Майдан? Ведь жители Юго-Востока не выходили десятками тысяч на площади Донецка, Макеевки, Краматорска, Славянска и других городов! И благодаря этому представители правящей администрации в Киеве спикер-и.о. президента Александр Турчинов, и.о. главы Администрации президента и народный депутат Сергей Пашинский и другие почти два месяца утверждают, что лозунги ополчения Юго-Востока и руководителей самопровозглашенных республик в стиле «побьем горшки с Киевом» поддерживает только горстка дончан и луганчан. Просто все дело в том, что график жизни миллионов рабочих и шахтеров Юго-Востока – это распорядок работы угольных шахт, горнообогатительных фабрик и металлургических комбинатов. Поэтому: а) они привыкли жить по четкому распорядку и не признают хаотических действий вроде митингов протеста да еще в месяцы длиной; б) искренне уверены, что любая деятельность должна, по аналогии с шахтой или заводом, приносить конкретный и ощутимый результат. Какой может быть результат у митинга? Для трудового человека, привыкшего к конкретике, это тайна, покрытая мраком. А вот референдум, при всех вопросах к его организации – это результат.

Еще один фактор – это православие, многие годы служащее духовным рупором патернализма. Стоит учитывать и третий фактор в виде протяженной границы с Россией, транслирующей ценности русской культуры, в рамках которой патернализм всегда играл не последнюю роль. Не стоит сбрасывать со счетов и советское прошлое. И, в конце концов, ключевой фактор – это сознательная работа элит Донбасса по культивации патерналистской психологии среди населения региона. Работа, продолжавшаяся все 22 с лишним года независимости Украины, начиная с 1991-го. Вернее было бы сказать, что культивация патернализма началась еще в период сталинской индустриализации 30-х годов. А элиты Донбасса «нового времени» только лишь подхватили «переходящее красное знамя».

Как выглядит патернализм на примере повседневных отношений? Его хорошо иллюстрируют отношения в плоскости «отцов и детей». Итак, «отцы» - это крупнейшие бизнесмены вроде Рината Ахметова, Сергея Таруты, Виктора Нусенкиса, владельцы шахт вроде Ефима Звягильского и Леонида Байсарова, мэры вроде главы Донецка Анатолия Лукьянченко, народные депутаты и прочее начальство. Понятно, что среди отцов действует своя иерархия, где крупные бизнесмены находятся выше по лестнице, а, скажем, мэр Славянска или Горловки, районные прокуроры и милицейские начальники – на более низких позициях в табели о рангах. Кстати, вот показательный момент, когда Януковича в бытность президентом называли Батя. И не потому что глава государства, а потому что «отец родной». Или, точнее даже, главный среди «отцов».

В политической плоскости патернализм всегда означал и означает, что «дети» отказываются от своих политических прав в пользу «отцов», потому что «старшим виднее». Вот именно отсюда такой феномен как «региональный патриотизм» - т.е. на Донбассе голосуют за «своих», потому что они из одной семьи. Поэтому на Донбассе исторически сложилось так, что народ не принимал прямого участия в политике, так как политические вопросы по статусу полагается решать «старшим». Взамен элиты Донецкой и Луганской областей обязаны решать такие вопросы, как работа, зарплата, помощь для ветеранов, малообеспеченных, многодетных и т.д. И, конечно же, защищать от любых внешних врагов. И наоборот, политики из Киева или других регионов – чужие не только в территориальном плане, но и психологически. Кстати, как ни крути, а теперь выходит так, что протесты на Юго-Востоке породили фигуры вроде «народного мэра» Славянска Вячеслава Пономарева, «народного губернатора Донбасса» Павла Губарева, «народного губернатора Луганской области» Валерия Болотова и других, бросивших вызов авторитету «старших».

Поэтому нынешний политический кризис и вооруженный конфликт на Юго-Востоке можно объяснить в плоскости патернализма. Для народа, привыкшего жить согласно патерналистской психологии «отцов и детей», Майдан и последующий сюжет выглядят так, что «Батя» и другие «отцы» из администрации Виктора Януковича в тяжелый момент просто бросили «детей» на произвол судьбы. Именно этим можно пояснить и пророссийские настроения на Донбассе – фактор Владимира Путина и Российской Федерации в целом заполняет нишу «отца» в патерналистском сознании после того, как Янукович и его окружение по факту бросили Донбасс на произвол судьбы, а «Киев не слышит».

К тому же, Донбасс – это промышленная база Украины, обеспечивающая сотни тысяч рабочих мест и доходы в государственный бюджет. Собственно, откуда и происходит лозунг «Донбасс кормит Украину». А Майдан, благодаря которому произошла смена власти, подстегнул страх и недовольство людей в Донецкой и Луганской области, выраженное в убеждении, что «Власти в Киеве не хочет слышать Юго-Восток». И по итогам вооруженного противостояния и референдума 11 мая мы видим, что местные элиты всячески культивируют подобные настроения. И будут поддерживать - но ровно до тех пор, пока они способствуют торгам с центральной администрацией в Киеве.

Политком

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
ТЕГИ: психология,Путин,донбасс,ополчение Донбасса
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.