Кто кому Копенгаген в ассоциации Украина - ЕС

25 березня 2014, 16:31
Власник сторінки
0

Соглашение об ассоциации - политическая победа. Вот только чья? Есть подозрение, что не наша. Почему так? См. дальше

Правящая администрация Украины поспешила объявить подписание «политической части» Соглашения об Ассоциации Украина-ЕС свои внешнеполитическим триумфом. Но более детальное изучение, как самого документа, так и официальной процедуры принятия в ЕС порождает серьезные сомнения в разнице между «словом и делом» украинских и европейских политиков. Ведь громкие заявления и розовые иллюзии разбиваются о политические и юридические факты.

Глава украинского кабмина Арсений Яценюк вместе с 28 лидерами стран Евросоюза во главе с президентом Совета ЕС Херманом Ван Ромпеем и президентом Европейской комиссии Жозе-Мануэлем Баррозу подписали 21 марта в Брюсселе политическую часть Соглашения об ассоциации с ЕС. Комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле на радостях сразу же обнадежил заявлением о том, что Еврокомиссия подтверждает свое предложение о принятии Украины в состав Европейского союза.

Официальный текст Соглашения об Ассоциации присутствует на сайте украинского Кабинета Министров еще с ноября 2013 года. Присутствует в виде единого документа, без разделения на «политическую», «экономическую» и еще какие-либо части. Так что же тогда понимать под словами «политическая часть» Соглашения? Украинская правящая администрация и структуры ЕС окрестили «политической частью» преамбулу, статью 1 и разделы I («Общие принципы»), II («Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество и конвергенция в сфере внешней политики и политики безопасности») и VII («Институционные, общие и заключительные положения») Соглашения.

По факту же имеем дело минимум с двумя несоответствиями. Во-первых, на самом деле условная «политическая» составляющая договора об ассоциации – это все блоки документа, кроме раздела IV («Торговля и вопросы, связанные с торговлей»). Не говоря уже о том, что, как подписанные разделы, так и «экономические» блоки содержат массу перекрестных норм экономического и политического плана. Поэтому говорить о том, что подписана только «политическая часть», неверно. В результате приходим к выводу, что заявления о подписании «политического блока» надо расшифровывать так: Арсений Яценюк и представители ЕС подписали весь текст Соглашения, договорившись, что оставшиеся разделы вступят в силу через несколько месяцев. Тем более, что преамбула Соглашения нарекает «углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (ЗСТ)» как «неотъемлемую часть этого Соглашения». Поэтому остается загадкой, каким таким образом можно подписать часть документа, отбросив нормы о создании Зоны свободной торговли, которые самими авторами Соглашения называются «неотъемлемой частью». Загадкой или новым «правовым» изобретением переходной украинской власти - как кому угодно.

Что касается обещания Штефана Фюле, то первым камнем преткновения здесь оказывается один из пунктов преамбулы документа, прямым текстом гласящий: «Учитывая, что это Соглашение не определяет наперед и оставляет открытым будущее развития отношений Украина-ЕС». То есть, европейская сторона не принимала и не принимает на себя никаких обязательств ни в части рассмотрения возможного вхождения Украины в ЕС, ни тем более в плане обещания принять Украину в состав Евросоюза на правах полноправного государства-участника.

Тем более, что существует официальная процедура принятия в Евросоюз, регламент которой опровергает слова Фюле. На практике, структуры Евросоюза в 1993 году на саммите в Копенгагене сформулировали ключевые критерии для стран-претендентов (так называемые Копенгагенские критерии):

- наличие демократического правительства, признающего верховенство закона и соответствующих прав и свобод;

- существование функциональной рыночной экономики;

- способность принимать на себя обязательства ЕС в части проведения экономической, кредитно-финансовой, политической политики etc.

И, как мы понимаем, такие размытые формулировки дают чиновникам и политикам ЕС возможность в каждом конкретном случае решать – отвечает ли, скажем, Украина, перечисленным требованиям или все же не соответствует. То есть, в зависимости от текущей конъюнктуры, «открывать двери» или говорить об участии в ЕС где-то «в обозримом будущем».

И вот как раз в части соответствия Копенгагенским критериям к нынешнему украинскому руководству есть несколько вопросов. Начать с того, что сегодня существуют закономерные вопросы в части легитимности администрации, правящей Украиной. Если соблюдать требования Конституции Украины, то официальным президентом страны по-прежнему остается Виктор Янукович, независимо от того, где он находится и сколько еще планирует находиться. В отношении Януковича даже не возбуждалась процедура импичмента, он не подавал в отставку, зачитав свое заявление на заседании Верховной Рады, а также не отошел от дел «по состоянию здоровья». В общем, никаких правовых оснований считать, что его президентские полномочия прекратились, не существует. Поэтому «терзают смутные сомнения» – имеет ли по факту руководящий Кабмином Арсений Яценюк ставить свою подпись под текстом Соглашения? Есть и еще один правовой аргумент, подрывающий уверенность в легитимности нынешних властей. Дело в том, что согласно Конституции 2004 года (если кто запутался, то именно эта редакция считается на текущий момент действующим текстом Основного закона, но не факт, что так будет и завтра), сфера международных контактов и внешнеполитических решений – это полномочия президента Украины. То есть, даже если считать нынешнюю правящую администрацию легитимной, то вести переговоры и подписывать должен был спикер-президент Александр Турчинов, а не занимающий пост главы правительства Арсений Яценюк.

И, наконец, вступление в ЕС – это процедура, четко регламентированная Маастрихтским договором от 7 февраля 1992 года. И здесь свое «да» в плане вступления Украины должны сначала все 28 стран-членов ЕС, а затем подтвердить своим решением Европарламент. Только тогда можно будет говорить о том, что есть реальные факты, свидетельствующие – структуры ЕС готовы принимать Украину в состав Евросоюза. Поэтому, в нынешней ситуации самым верным будет просто поблагодарить Штефана Фюле за его благие пожелания, не обнадеживая себя радужными европейскими перспективами. Но ни в коем случае не стоит увлекаться розовыми иллюзиями по поводу скорого вступления в европейский экономический «рай». Как говорится, нижайше кланяемся, спасибо на добром слове.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости политики
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.