Святые отцы о духовных доспехах христианина

09 грудня 2023, 22:01
Власник сторінки
Публицист
0
Святые отцы о духовных доспехах христианина

Выходя на битву с дьяволом, нужно защитить себя от его смертоносного и искусительного оружия. Для этого апостол Павел призывает христиан "облечься во всеоружие Божие" (Еф. 6:11).


На воскресной Литургии мы слышали отрывок из Послания апостола Павла к Ефесянам. В нём повествуется о том, что верующий человек есть воин Христов. Его задача - постоянно вести брань "против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12), то есть - против бесов и их предводителя - дьявола.


Эта борьба происходит ежедневно и ежечасно. Мы просыпаемся, благодарим Бога за наступивший день и просим Его благословения как на повседневные труды, так и на духовную борьбу с грехом. Обращаясь к Богу вечером, мы приносим Ему на суд свои дела, мысли и поступки, накопившиеся за день. Мы каемся в грехах и вновь просим Его помощи, понимая, что без неё отразить нападения сатаны невозможно.


Выходя на битву с дьяволом, нужно защитить себя от его смертоносного и искусительного оружия. Для этого апостол Павел призывает христиан "облечься во всеоружие Божие" (Еф. 6:11). Что входит в число духовных доспехов, которые должен иметь каждый верующий человек? Это пояс истины, броня праведности, обувь благочестия, щит веры, шлем спасения и, наконец, "меч духовный, который есть Слово Божие" (Еф. 6:17).


О каждом элементе "амуниции" христианина святые отцы сказали веское слово. Прежде всего, по мнению свт. Феофана Затворника, перед бранью с сатаной человек должен мужественно выпрямиться, "устремив все мысли ума и все желания сердца своего к Богу". Чтобы обезопасить себя при побеге от дьявола, нужно препоясать свои духовные чресла истиной, то есть - правдой, составляющей суть евангельского учения. "Оставим всякую ложь, будем поступать во всём по истине. Будем ли искать славы, – но славы истинной, или желать жизни, – но жизни истинной. Если мы оградим себя этим, то есть опояшемся истиною, то никто нас не одолеет", - убеждён свт. Иоанн Златоуст.


Праведность, из которой состоит духовная броня, по слову свт. Феофана есть "всякое доброе и святое расположение сердца". Такие добрые расположения, как считает прп. Макарий Великий, "в естество наше вложены, но прившедшие страсти помрачили их и прикрыли. Следует только возочистить их, сбросив налегший на них срамный покров. Это совершается уже в первой решимости благоугождать Богу возлюблением всякой добродетели".


Однозначного толкования того, что такое "готовность благовествовать мир" (Еф. 6:15) среди святых отцов нет. Дело проповеди они не вменяют в обязанность всех христиан, но допускают и это. Не говорят они и о добродетели миролюбия, включая её в "броню праведности". Сходятся они на мысли о том, что "обувь благовестия" - это готовность жить по Евангелию, что является, по Златоусту, "самым лучшим образом жизни". "Будем вести себя достойно Евангелия, будем поступать так, чтобы вся жизнь и дела наши были чисты в течение всего нашего земного поприща", - восклицает святой проповедник.


"Вместо щита да будет у вас вера, потому что она указует вам всемогущего Бога, она открывает награды за брань, провозглашение победителями и венцы за доблести", - призывает блж. Феодорит Кирский. Ничто иное, как вера в Бога, может отразить коварные стрелы лукавого. Неслучайно почти каждому исцелённому Спаситель говорил: "Вера твоя спасла тебя". Часто мы недооцениваем силу веры. А ведь только в ней, а не в каких-либо внешних действиях, заключается реальность нашего спасения и вечной жизни.


О том, что собой представляет шлем спасения, свт. Иоанн Златоуст высказывается весьма интересно. Он считает, что этот шлем - ум, наполненный богоугодными помыслами, приводящими человека к познанию спасительного пути. Свт. Феофан Затворник утверждает, что шлем спасения - это сочетание с Господом в Таинствах, особенно через Исповедь и Причащение. В этих толкованиях есть нечто общее. Церковные Таинства просвещают наш ум, очищают его от злых помыслов и намерений, заменяя их на добрые.


Перечень рыцарских доспехов христианина завершает не менее важный атрибут - Слово Божие, отождествляемое с духовным мечом. "Воспринять такой меч, - пишет свт. Феофан, - значит знать на память Божественные изречения и во время благопотребное износить их из сердца, наперекор внушениям диавольским".


К сожалению, далеко не каждый из нас может утверждать, что регулярно читает Священное Писание, не то что знает наизусть основные цитаты из него. Но, по верному замечанию Златоуста, Слово Божие, как духовный меч - единственное оружие из перечисленных воинских атрибутов. Им мы можем не только обороняться, но и нападать на дьявола. Без отменного знания Писания это невозможно. Неслучайно прп. Серафим Саровский советовал духовным чадам постоянно перечитывать Слово Божие, чтобы ум "плавал" в текстах Писания и всегда мог отразить Божественным Глаголом любое бесовское нападение.


Такова духовная амуниция христианина. Только находясь во всеоружии он может стать сильным и мужественным воином Христовым. Не за какие-либо заслуги даются верующему эти доспехи, но по благой воле Самого Бога. Наша задача - принять их из Его рук, облечься в них и сохранить их невредимыми до конца брани с дьяволом, а значит - до конца жизни. Тогда в этих духовных доспехах мы будем погребены, и в них же предстанем перед Спасителем, готовые дать Ему полный отчёт о ратных подвигах на поле духовной битвы.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: церковь,Иисус Христос,православная церковь,евангелие,Господь,апостол,воскресенье,проповідь
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.