"Опиум народа - не религия, а революция", - писала французский философ Симона Вейль. В последнее время мы часто видим, как люди, воспламеняясь искрой свободы, пытаются изменить мир к лучшему через массовые протесты. Во многих странах этому способствуют законодательство и авторитет выдающихся мыслителей прошлого и настоящего. Современное мироустройство ярко показывает, насколько бунтующей стала человеческая душа. Многие ищут корни революции в конфликте идеологий. Но на самом деле, её истоки находятся гораздо глубже - в отравленном грехом естестве человека.
У революций всегда есть сторонники и противники. Всегда были и остаются люди, создающие философию революции, совершающие переворот своими руками и пожинающие её горькие плоды. Поначалу, находясь на волне идейной эйфории, человек безумно разрушает до основания прежний уклад жизни. Но, оказавшись в одиночестве на развалинах прошлого, он уже не находит в себе силы, чтобы построить на этих руинах что-то лучшее. Это происходит оттого, что в душе человека не произошла другая, духовная революция, благодаря которой разрушается грех и насаждается добродетель.
Именно грех выступает краеугольным камнем, на котором созидается "Вавилонская башня" революции. Причём, этот грех не абстрактный, а вполне конкретный. Имя ему - гордость. Любая революция всегда начинается со слов: "я не такой, как он", а ещё точнее - "я лучше, чем он ". И мы видим, как революции последовательно низвергали человечество в пропасть ада. "Я лучше, чем остальные Ангелы", - произнёс Денница - и был свергнут с Небес на землю. "Мы лучше, чем нас создал Бог, и сами станем, как боги", - решили Адам и Ева - и обрекли своих потомков на тоску по утраченному раю. "Моя жертва лучше, чем жертва Авеля", - подумал Каин - и вонзил нож в тело своего брата, разделив людской род на сынов Божиих и сынов человеческих. Наконец, стоящий в храме надменный фарисей в сердцах воскликнул: "Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди" (Лк. 18:11), - и не получил полноты оправдания от Господа. А затем, сонмище фарисеев и книжников подняло революцию против Самого Христа. Позорное Распятие должно было стать знаменем торжествующей "справедливости", но для всех поколений оно стало знаменем победы Бога над дьяволом.
Первая подготовительная к Великому посту неделя напоминает нам о том, что каждый человек по своей греховной натуре - бунтарь. Он бунтует против закона, против власти, против своего народа и, в конце концов - против Самого Бога. Такой бунт подобен всепоглощающему огню. Русский философ Николай Бердяев писал: "Революция случается с человеком, как случается болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение". Если человек не будет одет в защитный костюм, то находясь в средоточии пожара он непременно сгорит и погибнет. Также если мы не позаботимся о духовной защите от пожара страстей, пылающего в наших сердцах, тогда нам не стоит надеяться на спасение в вечности. Фарисей был одет в богатую одежду и казался для окружающих высоконравственным человеком. Но под этой наружностью скрывалась его испепелённая от гордости душа. Мытаря люди вообще не считали достойным гражданином, так как он собирал налоги для враждебной иудеям власти. Но никто даже не догадывался, что он был одет в невидимый костюм смиренномудрия, защищавший его от греховного пламени. В итоге, фарисеи стали отъявленными революционерами и богоборцами, а мытари - духовными чадами Христа Спасителя.
Действительно, воинствующий дух революции, подобно наркотику, уничтожает душу. Ещё столетие тому назад вся наша страна в унисон пела гимн: "Есть у революции начало, нет у революции конца". Как оказалось, конец у революции всё же есть. Это - смерть души человека, заражённого болезнью гордости и самомнения. Помня о том, что первым революционером был сатана, постараемся потратить дни грядущего поста на то, чтобы позаботиться о духовной защите от огня гордыни. И одев на себя защитный костюм смиренномудрия, мы обязательно минуем этот пожар и дойдём до финишной точки нашего земного маршрута.