Месяц живут без лифта жители многоэтажки на ул. Черноморской,29 в Херсоне. Истек срок его эксплуатации. Деньги на ремонт не дает горсовет.Дине Савченко 82 года. Уже месяц она вынуждена подниматься и спускаться по лестнице, останавливаясь на отдых. Женщина живет с мужем. Он после инсульта не может ходить.
«Инсульт перенес, поэтому на улицу я его не могу вывести. Я сама еле хожу по лестнице. Вниз еще как-то, а наверх — как пойдешь в магазин или на рынок, то с этими сумками еле дотягиваешь.На небольшой ремонт лифтов мы всегда собирали деньги, и по 50 грн., и по 200. Сейчас такая сумма, что на наши пенсии мы не можем собрать. Денег таких нет», — рассказала пенсионерка.
Дом был построен в 1975 г. 85% его жителей — пенсионеры и люди с инвалидностью. Стоимость ремонта лифтов для них неподъемная, говорит Елена Апасова:»Я живу в 3-м подъезде на 9-м этаже с 1975 г. Мне 78. 17 июня мне сделали операцию. Как видите, я хожу с костылем. Мне очень трудно спускаться, но надо ходить в аптеку, в больницу, в магазин, мусор выносить. Чтобы ходить вверх-вниз, мне надо преодолеть 155 ступеней — это с 9-го этажа. У меня пенсия 3500 грн., как я могу лифты ремонтировать?».
Председатель правления ОСМД «Алмаз-29» Татьяна Папулина рассказывает, что дом вошел в титульный список капремонта лифтов горсовета, прошли проверку Prozzoro и тендер, но лифт как не работал, так и не работает:
«Как это может быть? Приватизацию проходят только жилые квартиры, то есть лифты, подвалы, чердаки — они не входят в приватизацию. Это коллективное пользование, а мы его взяли на обслуживание, чтобы он не развалился.
Частичную участие в ремонте лифтов мы не можем взять, потому что нет конкретной программы, нет механизма софинансирования. Во-вторых, в других городах уже нет слова «капитальный ремонт». Есть слово «модернизация».
Этот лифт через 4 года, если в этом году нам сделают, опять надо будет делать. Они дают срок эксплуатации 4 года. Здесь многое надо заменить. Просто сделайте нам модернизацию, как в Николаеве, Луцке, и лифт будет работать 17 лет. У них есть такие программы, а у нас нет».
Перед сессией горсовета 9 июля на акцию собрались представители ОСМД. Они протестовали против того, что власть не дает деньги на ремонт лифтов, говорит председатель правления ОСМД «Таврия-8» Нина Чихун:
«ОСМД оплатило технадзор, смету и экспертизу, а город должен был дать деньги на ремонт. Мы свою половину работы выполнили, причем это было условие нашего города, пожалуйста, возьмите такое участие, мы выполнили.
А теперь мы ходим оббивают пороги уже который месяц, люди у нас по 2-3 месяца ходят пешком на 9-й этаж, на Дорофеева,10 у нас 7 смертей, из них 3 точно зафиксированы из-за того, что скорая помощь не смогла своевременно подняться человеку оказать медицинскую помощь».
По словам директора департамента ЖКХ Алексея Войтенко, на 1-е полугодие ремонт лифтов был профинансирован, все необходимые условия департаментом были выполнены, сейчас проводятся тендерные процедуры, но на 2-е полугодие деньги не предусмотрены:
«Я это озвучил и сказал, что до конца года необходимо 30,8 млн. грн., если я не ошибаюсь. Было предложение одного из депутатов предусмотреть деньги на август и сентябрь с тем, чтобы в сентябре добавить деньги на лифты, которые остались.
Меня попросили посчитать, сколько нужно на август — сентябрь. Я сказал — август 5,8 млн. грн. и 7 млн. - сентябрь. Эти деньги надо было предусмотреть при условии, что по итогам 9 месяцев будут добавлять. Я сейчас слышал, что и.о. зама мэра говорит о 5 млн. на август. Если принять такое решение, то мы должны быть готовы к тому, что в сентябре лифты остановятся и мы не сможем уже ничего делать».
На сессии горсовета депутаты не поддержали предложение председателя бюджетной комиссии Руслана Рубана перераспределить деньги с других расходов на ремонт лифтов. По его словам, из-за пандемии коронавируса есть сэкономленные на питании детей в детских садах и школах деньги:
«Работала бюджетная комиссия, работала с департаментом ЖКХ, работала с бюджетным департаментом. Было общее решение, что для того, чтобы не остановились у нас в городе лифты, нам надо по сентябрь включительно найти в бюджете Херсона 14 млн. грн. Сейчас у нас были свободные остатки — 20 млн. мы распределяли, 14 млн. мы просто перераспределяли деньги».
Мэр Владимир Миколаенко имеет другую позицию. Он сказал, что обязанностью горсовета не является распределение денег, это добрая воля. В 2019 г. горсовет потратил больше 70 млн. грн., в 2020 — 30 млн. грн., добавил мэр. И сказал, что квартиры принадлежат частным владельцам.
Это дом на пр. 200 лет Херсона, в 2016 г. жители сами собрали деньги на капремонт лифта, рассказал председатель правления ОСМД «Каштан» Юрий Трегубко:»Люди за деньги сделали экспертизу, сделали смету и в результате один лифт нам обошелся в 13 тыс. грн., то есть 3 лифта вместе нам обошлось в 35 тыс. и 6 тыс. экспертиза. Всего 41 тыс.».По словам Юрия Трегубко, есть существенная разница между сметами, которые делали представители ОСМД и власть: «Лифты — это общая собственность жильцов дома. Это личное имущество и оно должно ремонтироваться за свои деньги, а бюджетные деньги предназначены для детсадов, школ, больниц и дорог. Если ремонтируем за свой счет, мы тратим 15 тыс., а те 100 тыс. должны пойти на детсады, школы и больницы. Если они идут на лифты, то потом люди идут в детсад, школу и больницу и платят все в виде взносов».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.