Современный человек невидимо носит на себе медаль, на одной стороне которой написано «беспечность», а на другой – «беззаботность».
«Истинные послушники получают от Бога бесценный дар — святую беззаботность, которая лучше и слаще всякой другой свободы», - написал в своей книге «Несвятые святые» митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). Многим может показаться, что беззаботность тождественна праздности. Жителю современного мегаполиса с трудом даётся понять, что такое – свободное время, не то, чтобы говорить о беззаботности. Каждый день человек листает бесконечную ленту новостей в соцсетях, отвечает на десятки звонков и сообщений, решает насущные вопросы семейного быта. В такой суете стирается грань между сегодня и завтра, между работой и досугом. Мы живём в постоянной гонке за счастьем и успехом, забывая о том, что вокруг – множество прекрасных людей, с которыми стоит почаще общаться, множество интересных и познавательных книг, которые стоит прочесть. В конце концов – существует множество жизненно важных слов, которые мы можем сказать Богу в молитве, но так и не произносим их. В итоге – наши родители, дети и близкие остаются без нашего внимания. От нас ускользают ценные знания, которые мы могли бы получить из книг, обогащая свой жизненный опыт. Но самое страшное – Господь ждёт беседы с нами, а мы - молчим. Он ждёт сокрушения наших сердец и очищения наших душ. Но мы постоянно закрываемся от него, «зарываясь» в свои заботы. Мы убегаем от Бога в работу, повседневные хлопоты и пустые разговоры. Но Он всё равно продолжает ждать, когда мы наконец-то вспомним о Нём.
В сегодняшнем воскресном евангельском чтении Христос сравнивает человека с птицами и полевыми лилиями. Он проводит некую «ревизию» своих творений, отмечая предназначение каждого из них. Господь, в который раз напоминает, что человек – венец Его творения. И именно о нас Он имеет наибольшую заботу. Птицам Бог посылает маленькие крошки хлеба, которые они находят на земле без особого труда. Полевым цветам трудно пережить степную засуху, но даже им Бог посылает дождь, орошающий их засыхающие листья. А что же человек? Он не может парить в небе, как птица или производить сладкую пыльцу, как цветок. Но он способен на нечто большее. Он способен верить в Бога и спасти свою душу для вечной жизни. Он способен любить и жертвовать собой ради любви к другому человеку. Он способен сострадать и утешать ближнего, протягивая ему руку помощи. Христос дал нам силу сворачивать горы, даже если вера в Его сверхъестественную силу будет размером с горчичное зерно. История показала, что человек действительно начал двигаться к прогрессу. Но почему при всём этом он перестал ощущать чувство беззаботности?
Получив способность к творчеству, человек стал беспечным. Понадеявшись только на свои знания, он забыл об Источнике всех своих талантов. Обретя свободу, он использовал её не для созидания, а для разрушения Богом зданного мира. Построив вокруг себя «каменные джунгли», человек возомнил, что нажатием одной кнопки на смартфоне, он может сделать всё, что ему заблагорассудится. Он захотел создать собственный мир, в котором не будет места для Бога, но в итоге – упал в яму, выкопанную им самим. Обретя все материальные блага мира, человек потерял подлинную свободу и беззаботность. Апостол Павел, подчёркивая ценность нашей свободы, предупреждает, чтобы эта свобода «не была поводом к угождению плоти» (Гал. 5:13). Проповедник, озираясь на свою прежнюю богоборческую жизнь, как никто понимал, что может произойти, когда человек превратит свободу во вседозволенность. Сколько слёз покаяния нужно было излить Павлу, чтобы зажила в его душе рана от совершённых смертных грехов! «Не думайте, услышав слово свобода, что вы можете грешить безнаказанно», - пишет Блаженный Августин. Ведь тогда из мнимой свободы мы переходим в рабство греха.
Беспечность забирает у человека свободу и беззаботность. Когда моряк ведёт своё судно по бескрайнему океану, он ощущает свободу. Но стоит ему хоть на некоторое время стать беспечным – накатит шторм, расшатает судно и бедному капитану придётся приложить немало усилий, чтобы спасти его от затопления. Также и беспечному человеку угрожает гибель души. Поэтому, Бог и попускает нам терпеть жизненные беды. «Возлюбленный», - говорил святитель Иоанн Златоуст, - «когда видишь умножающиеся бедствия, не унывай, но еще более ободряйся. Бог попускает им быть для того, чтобы прогнать твою беспечность, чтобы пробудить тебя от сна».
Современный человек невидимо носит на себе медаль, на одной стороне которой написано «беспечность», а на другой – «беззаботность». Скрывая вторую и вглядываясь лишь в первую сторону этой медали, он заведомо ведёт себя в тупик. Только беззаботность способна вывести нас к познанию Бога. Беззаботность – это наше всецелое доверие Богу и надежда на Его святую волю. Беззаботность – это не лень и не беспечность, а путь к настоящей свободе души от болезни греха. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (т.е. – всё то, в чём вы нуждаетесь по жизни) приложится вам» (Мф. 6:33), - говорит нам Господь. Свобода, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «есть достояние совершенных христиан». Будем стремиться к такому совершенству, оставаясь беззаботными для мира, но всецело преданными Богу!
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.