Не поле кормит - нива
ЗЕМЛЯ
В ОБЩИНЕ, КОЛХОЗЕ,
КИББУЦЕ...
Человеку на земле посвятили свои
произведения многие украинские писатели, это и О. Кобелянская, И.
Нечуй-Левицкий, Панас Мирный. Не осталась в стороне и Полтавская психушка, где
больной А. Головко написал свой роман «Бурьян», став классиком… Над чем же
бились, о чем спорили украинские мытци?
Община
При освобождении крестьян от крепостной
зависимости в феврале 1861 года они царем
Александром !! были обильно наделены землей, получив половину пахотной земли.
Затем стал работать Государственный крестьянский банк. При его помощи к началу
ХХ века крестьяне получили еще 30
процентов пахотной земли. У помещиков пахотной земли оставалось 20
процентов. Ни в одной стране Европы крестьяне не имели столько земли, как
крестьяне на землях входящих в нынешнюю Украину, не говоря о Сибири.
Крестьянская страна, имевшая тогда
название Российская империя, при обилии
земли влачила бедное существование, получая низкие урожаи. Правда островки
колонистов, немцев, сербов, голландцев вкрапленные в поля Новороссии, Слобожанщины, Малороссии благоденствовали,
получая прекрасные урожаи. Чем же это
объяснялось?
Это объяснялось разницей землеустройства.
В то время как на землях нынешней Украины крестьянская земля была в
коллективном владении (поземельная
община) у колонистов земельная собственность была индивидуальной. При
наделении землей Александр !! не решился сломать общинный строй крестьянского
землевладения. Да власти и удобнее было иметь дело с коллективами, с
сельскими общинами (круговая порука), а
не с отдельными индивидуумами. В чем
состояла беда?
Общине земля принадлежала на правах
собственности. Но коллективного хозяйства община не вела. Земля нарезалась по
числу дворов, и на этих наделах дворы вели индивидуальное хозяйство. Идея
уравнительности, искаженная черной завистью и примитивной жадностью, мешала
вести толковое хозяйство. Через каждый десяток лет происходил передел. (Черный передел) Передел нарезал землю по-новому. Если
какой-нибудь двор привел свой надел в порядок (даже удобрил землю), отчего
земля улучшилась, то эта улучшенная земля будет разделена между дворами
сельских лодырей и забульдыг. Сельское
хозяйство в общине равнялось не на лучших, а на худших, но более крикливых.
Принудительная толока, то есть совместная пастьба скота давала результат лишь
там, где было много неиспользуемой под пахоту земли, в остальном препятствовала
ведению интенсивного хозяйства.
Перефасонить Россию на западный образец
взялся человек смелый и мыслящий, государственник П. А. Столыпин. В ноябре месяце 1906 года
последовал Указ о землеустройстве. Учитывая на тот момент состояние орудий
сельскохозяйственного труда Столыпин ответил на главный вопрос: Что надо
сделать? Бесхозной земле надо дать хозяина!
Хозяина на участках конфигурацией, удобной для земледелия. Убийство
Столыпина в Киеве и война 1914 года похоронили реформу Столыпина. После 1917
года вместо реформы Столыпина земли Российской
империи получили реформу И. В. Сталина, образно говоря, возвращены во власть
земельного коллектива. Вместо общины
появился колхоз, с идеями «толстовской коммуны».
Колхоз
Однако колхоз существенно отличается от
земельной общины достолыпинского периода. Община была собственником земли,
причитавшейся на долю каждого селения. Но она, община, не вела общинного
коллективного хозяйства. Да и управлялась всего лишь одним человеком –
выбранным старостой. Колхоз же являлся собственником земли, который вел на ней,
земле, хозяйство. Таким образом, столыпинская мечта осуществилась в том смысле,
что бесхозная земля нашла хозяина. Только этот хозяин был не единоличник (кроме
приусадебных участков), а коллектив. Приводя пример Украины, можно сказать, что
достижения Советской Украины, «незалежна» видит лишь во сне.
Сталинские колхозы не были добровольными
начинаниями: они образовались под сильным нажимом власти. В них могли оказаться люди, любящие
землю и способные работать для коллектива, как для самого себя, в нем могли
оказаться так же и элементы что не
доросли до колхоза. Но в него не
допускались лыхвари, трейдеры, спекулянты.
Говорят совесть
гласит устами Христа:
- Блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю.
Это значит, что только то землеустройство
даст людям счастье, которое будет сопряжено с любовью человека к земле. Когда
эта любовь воцарится, людям ощущающими
себя общинниками, дадут колхоз. А индивидуалистам предоставят быть единоличниками.
Пусть каждый будет счастлив по пословице: «чем бы дитя в киббуце не тешилось,
лишь бы не плакало!»
Киббуц
«Еврейские колхозы» – киббуцы уже давно
стали одним из главных символов Израиля. Именно с киббуца Эйнат вернулся на
Полтавщину мой одноклассник Борис Авраменко, проработавший несколько лет на
зарплате в киббуце. Но в «его жилах течет всего лишь полстакана еврейской
крови» и противостоять арабам на земле предков ему не сильно хочется, как
истинный хохол он вернулся поднимать
сельское хозяйство на Украине, украшая ее землю торговыми вывесками своего
имени. И все же его рассказ…
Согласно уставу киббуц определяется как
«добровольное объединение людей с целью поселения на земле и организации жизни
в коллективном обществе, которое основано на принципах совместного владения собственностью, личного (не наемного) труда, равенства и
соучастия каждого во всех сферах
производства, потребления и воспитания, а так же в помощи новоприбывшим
при включении их в жизнь киббуцного коллектива».
Колхоз в Израиле – целое мировоззрение.
Киббуцу может быть и 70 лет, и несколько месяцев. Он может быть домом для полутора тысяч людей,
молодых и старых, или обиталищем трех десятков юных энтузиастов. Правила жизни
в киббуце определяются известным лозунгом коммунистического общества: «От
каждого - по способностям, каждому – по
потребностям». Поэтому вплоть до «Шестидневной
войны» в кибуцах денег не платили. Но зато киббуц удовлетворял нужды своих
членов в еде, одежде, жилье, воспитании
и образовании детей, включая высшее. Сегодня идеология киббуца немного
изменилась. Человек получает не по потребностям, а согласно тому, сколько
принес куббуцу, который занимается лишь базовым обеспечением.
В период, предшествовавший провозглашению
Государства Израиль, и в последующие
годы «еврейские колхозы» играли ведущую
роль в освоении территорий, приеме репатриантов, обороне и сельском хозяйстве. Кроме идей заселения Эрец- Исраэль, возрождения еврейского народа и возвращения
его к физическому труду, пионерами- киббуцниками двигали также социалистические принципы
всеобщего равенства. Они были убеждены в том, что труд – это не только
жизненная необходимость, но и величайшая нравственная ценность, плохо ими
реализованная, особенно в пределах «черты оседлости». Верховным органом власти в киббуце является
общее собрание его членов, которые принимают принципиальные решения по всем
жизненным вопросам. Главные должностные лица – секретарь киббуца, начальник
финансового отдела, управляющий хозяйством и распорядитель работ – избираются
на срок от года до трех лет.
Культурная деятельность киббуцев широка и
многогранна. В них создаются различные
художественные коллективы: оркестры, хоры, хореографические ансамбли,
театральные труппы. Среди киббуцников
есть художники и писатели, певцы и композиторы, профессионально
занимающиеся творчеством и вносящие
доходы от продажи своих произведений в общий бюджет киббуца.
Основное имущество каждого киббуца – земля.
Боря Авраменко, подводя итог своего рассказа
о « еврейских колхозах» ехидно заметил:
«Помню в «застойные годы», моей соседке, доярке колхоза имени Свердлова за 4 тысячи литров молока, надоенных от
коровы, присвоили звание Героя
социалистического труда. В киббуце Эйнайт если корова дает в год 8 тысяч
литров – ее выбраковывают. Средняя удойность – 12 тысяч литров в год». Мне пришлось отвечать любезностью. Подарить ему книгу тестя известного
еврейского бизнесмена Пинчука, похерившего «Ум, честь и совесть»: «После
Майдана» в котором он живописует свои
«заслуги» в разгоне «украинских киббуцов» и о перековке крестьян (хлебопашец хренов) реформами Кучмы.
Погром Кучмы
Во время войны, когда немцы отступали с
захваченной территории, они разбрасывали
листовки, на которых было изображено, как Смерть тащит за собой белое
покрывало, закрывающее землю. На
листовке надпись: «Саваном покрывается ваша Украина». Грустная картина сегодняшнего села,
напоминает ту, что пророчили нам немы в 1944 году. За годы «независимости»
исчезло 700 сел с украинской земли, от «реформ» село вымирает. То что не удалось немцам, сделали
«реформаторы», распензенивая страну под мудрым руководством желтого парторга
Кучмы и его «деточек» от оранжевой Параски: Юли и Вити и т.д.
Сегодня страну кормит дядько с огорода.
Имея всего 4 процента земли во владении,
дает более двух третей продуктов на народный стол. После десятка лет «успешных» реформ правительство вынуждено решать вопросы: как
распродать землю, и как накормить
население. Не вспоминая о кучмовских
фермерах посмотрим на работу его агромонстров, суть их деятельности – банальная
«подсека» и деление жирного куска бюджетных денег.
Вот
основные этапы захвата земли: -
войти в село, арендовать паи, наобещав благ побольше; - уничтожить остатки производственной
базы; трактора и скот продать или
раздать в счет погашения долгов по зарплате;
- из числа местных жителей
выбрать человек 5-6 механизаторов (для мощных Катерпиллеров) и 20-30
холуев-охранников (беречь поля от остальных жителей); - обещать или даже немного платит арендную
плату зерноотходами по цене пшеницы 1 класса;
- устроить обжинки с бесплатной водкой;
- делай, что хочешь – куда бедному и безработному крестьянину податься
со своим «приватным правом» на земельный пай. ( 98% земельных паев Полтавщины
принадлежит людям не работающим на них: пенсионеры, безработные, наследники. За
19 % паев, в последние годы арендная
плата не востребована и они являются «бесхозными»).
В экономической эффективности такого
«хозяйствования» основную долю составляет игнорирование социальной сферы села и
бюджетное дотирование, а проще воровство. Хотя начиная со времен земств и до
времен «коммунистического застоя», в селах строились здания школ, детских
садов, больниц и клубов, на 90% за
счет земств, колхозов и совхозов. Теперь они разрушаются и разворовываются.
Кое-где уже и фундамента не найти.
Но в конце куда же без писателей, мечтавших:
«Чтобы никаких помещиков и духу не было.
Чтобы никакая шпана из города не
приезжала требовать хлеб.» М.
Булгаков, «Белая гвардия».
Другими словами: Чтобы никакая городская шпана с бывших комсомольских сутенеров, придурков,
лыхварей и спекулянтов, ставшая трейдерами и банкирами не приезжала продавать
землю и пензенить хлеб…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.