"Человек человеку - волк"

02 вересня 2019, 09:40
Власник сторінки
0

О нравственности

  

                                    О должности человека

         Одним из главных вопросов над которым во все времена задумывались люди, был вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни. Многие мыслители: Платон, Компанелла, Аристотель пытались создать идеальную модель государства с гармоническими связями между личностью и обществом. Аристотелевское понимание человека как общественного существа и общения как основного социального явления было позже усвоено громадным большинством мыслителей.

   Для чего начали создавать руководства о правилах хорошего тона. Так появилось прагматическое руководство поведения в обществе, жизни в быту и хороших нравах,  «Юности честное зерцало», впервые было издано в Петербурге  в 1717 году. Показаниями к житейскому обхождению и правилам взаимоотношений по жизни, собранным в 70 параграфам  более 300 лет  тому назад руководствовались отроки,  и взрослые.  По высочайшему повелению царствующей императрицы Екатерины Второй в 1787 году, продолжая «Честное зерцало»  была издана книга «О должностях человека и гражданина», философско-нравственный и правовой трактат поведения по жизни, в обществе и стране, где были собраны лучшие идеи  мироустройства к тому времени. Забытые, но необычайно интересные идеи и правила для сегодняшних дней

   Живший в обстановке междуусобиц и гражданской войны английский философ Гоббс, как в последствии и Спиноза, пришли к пониманию отдельного человека как дикого зверя. Печальные слова Гоббса: «человек человеку волк» дошли до наших дней. Философ считал враждебность отдельного человека и общества естественным состоянием.
Монтеськье, Гельвеций, Сен-Симон рассматривали человека как общественное существо, видя в обществе главную силу, определяющую все стороны жизни личности. А вот Локка считал, что человек от рождения подобен чистому листу, на котором пишет свои тексты социальная среда. Отсюда следует, что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания. Здесь вопрос переводится в социальную плоскость: чтобы изменить человека, нужно изменить социальные условия. Социалисты-утописты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом, порождаемых социальным строем, где господствует частная собственность. Классический пример этой школы – Шарль Фурье.

    Социально-экономическое развитие любой страны должно опираться на прочные духовно-нравственные основы. Но строители  Украины социокультурный (духовно-нравственный) фундамент  людей  разбивают националистической кувалдой и капиталистической киркой. Каструлеголовые политики  лупят по механизмам, духовно-нравственным связям, удерживающим социальные системы от распада. Механизмы эти – нравственные отношения между людьми. Честность и правдивость, доброта и отзывчивость, справедливость и человеколюбие, бескорыстие и взаимное доверие, уважение и скромность – все это называется нравственностью и составляет каркас человеческого общества. Не секрет, что в любом обществе межличностные и межгрупповые отношения регулируются двумя путями: правовыми и нравственными.  Вопрос в уровне нравственности: где она – возле плинтуса или возле сердца? А для более точного ее определения обратимся к словарям.

С. Ожегов: Нравственность – правила определяющие поведение. Духовные и душевные качества необходимые человеку в обществе. Выполнение неписаных правил поведения.
С. Соловьев:  Нравственность – это выражение общественных отношений, основа формирования человека и общества. Нравственность продукт человеческих взаимоотношений, получивших статус неписаного закона, обязательного для выполнения каждым членом общества.  

   Дмитрий Мережковский в статье «Грядущий хам» написанной в 1907 году, ссылаясь на Герцена, утверждал: «Мещанство (жлобство) – окончательная форма западной цивилизации, являющей собой сплоченную посредственность.»
  А теперь давайте задумаемся о слепом заимствовании западной либерально-рыночной доктрины с ее культом  эгоизма и наживы, пошлости и нравственного растления, что «самостийники» выдают за приобщение к «цивилизованному миру». Сегодня на Украине и слепой убедится в том, что нравственное загрязнение социальной среды неизбежно разрушает не только экономические но и правовые институты общества. Невиданные масштабы коррупции  и общей бюрократизации и численности управленческого аппарата – это только одно из проявлений духовно-нравственного кризиса на Украине. Ослабление механизмов нравственного самоконтроля рождает чрезмерное обилие нормативно-правовых актов, но сегодня мы убеждаемся в том, что навести порядок в морально деформированном обществе одними лишь правовыми методами становится невозможно, несмотря на высокую производительность законодательных органов. Та же  нынешняя финансовая олигархия мастерски научилась обходить законы, маскировать свои безнравственные цели и столь же безнравственные способы их достижения…

   В заключение, «как руководство к действию»  назову лишь главы с книги «О должности человека и гражданина»:  О благополучии вообще; О образовании души; О добродетелях человеческих; О должностях к Богу и ближнему; О должностях к самому себе; О том чего надо избегать (самолюбия, спеси, тщеславия, подлости, распутства, грубости, неучтивости, самохвальства, хвастовства, прекословия, презрения, осмеяния, клеветания, лжи, проклинания, крика и проч.); О здравии; О благопристойности; О союзе общественном; О супружеском союзе; О союзе родителей и детей; О союзе господ и слуг; О союзе гражданском; О любви к Отечеству; О домоводстве…

   Ну что, почитаем?  Или сколько не читай, сколько не смотри в «честное зерцало человека и гражданина» из жлобствующего мещанина – гражданина, как с вороны орла,- не выйдет, не будет…

 
 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.