Думаю, мало кто из них предполагал, что вместо долгожданного купания в морской воде их ожидает если не потрясение, то очень глубокое разочарование: море на расстоянии шага, а купаться не просто страшно - опасно.
Почему?
Среди множества фотографий, которыми бурлит сеть, обратила внимание на две. На первой отчетливо видно, что вдоль всего одесского побережья размещены портовые, гидротехнические и берегозащитные сооружения, которые ограничивают свободное движение морской воды.
На втором фото отчетливо видна область максимального поражения морской воды. Самая большая концентрация, судя по фото, в районе станций биологической очистки "Северная" и "Южная".
Палящее летнее солнце (вода около побережья прогрелась до 24-х градусов), плюс сбросы канализационных вод расстоянии 300 метров от берега на небольшой глубине поспособствовало массовому росту цианобактерий и зловонию.
Почему все это происходит?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос нужно обратиться в историю, а если быть точнее, то в концу XIX века. После реконструкции канализационной системы в 1930-х годах все стоки направляли сначала на поля фильтрации, что между Хаджибейским лиманом и морем, а затем – в сам лиман. Это была временная мера.
В 1960 году поля фильтрации заменила возведенная станция биологической очистки «Северная», которая сегодня принимает до 65% одесских нечистот. Предполагалось, что большую часть года прошедшие очистку воды со станции будут поступать в Хаджибейский лиман, и только в экстренных случаях и зимой – в Черное море. Но и это решение не было долговечным, поскольку экстренные сбросы вод у прибрежной территории наносили вред не только экологии, но и дамбе Хаджибея.
Чтобы уменьшить нагрузку на плотину и снять негативное влияние на окружающую среду, в 1987 году «ЧерноморНИИпроект» разработал проект новой насосной станции и системы глубоководного спуска канализационных вод. Предполагалось, что выпускать стоки в море будут под водой на расстоянии 8 км от берега. В следующем году началось сооружение системы глубоководного спуска, однако в 1996 году работы были остановлены.
Куда более простой задачей стало сооружение новой насосной станции на СБО «Северная», которое завершилось в 2010 году. Годом ранее Госэкоэкспертиза утвердила новый проект системы глубоководного выпуска канализационных стоков Одессы, предусматривающий их спуск на расстоянии уже не 8-ми, а 4-х км от берега и на глубине 16 м.
Кто несет ответственность за «зеленое» море Одессы?
Именно этот проект, задачами которого были оздоровление экологии Одесского залива, предотвращение заболеваемости инфекционными заболеваниями, и в целом повышение рекреационного значения Одессы, так и не был запущен?
Реализованный на 95% проект вот уже семь лет находится в «замороженном» состоянии и не работает на благо природы и человека.
Почему?
Ответ, к сожалению, банальный для нашего времени: дело в деньгах, которые компания и бизнесмен вложили в строительство уникального гидротехнического проекта, каковым является Глубоководный выпуск сточных вод от СБО «Северная». А это не много ни мало – 300 млн. грн. Чтобы не отдавать долги на протяжении 7 лет в отношении компании и ее руководителя открываются все новые и новые уголовные дела. Одно закрывается за недостаточностью доказательной базы, другое открывается... Закрывается по этой же причине второе, открывается третье, а когда проваливается и оно, возобновляется первое.... Долги, которые бизнесмен пытается на протяжении нескольких лет для определенного круга лиц является слишком «лакомым» кусочком.
«Отдают долги только трусы» - видимо таков девиз чиновников-коррупционеров, которые всячески препятствуют запуску важного для Одессы инфраструктурного проекта. Этим коррумпированным представителям власти наплевать на экологию Черного моря, здоровье одесситов и гостей города. Главное – побольше уголовных дел для того, чтобы получить желанные взятки от бизнесмена для «решения» многолетнего вопроса. У этих коррупционеров только одна цель - «обилетить» бизнесмена, который пошел на реализацию жизненно необходимого для Одессы инфраструктурного объекта, но сопряженного с высокими рисками. Причем со сменой власти и чиновников в высоких кабинетах цена вопроса растет в геометрической прогрессии. Как говаривал Михаил Задорнов: чиновники очень любят смотреть на морской прибой с берега: откат за откатом!
Поэтому ответы на вопросы, кто понесет ответственность за «зеленое» море Одессы, кто в этой связи в ответе за вспышки инфекционных болезней у детей после купания во зловонной воде только один – никто!