Начиная с 2014 года в тюрьмы и следственные изоляторы Украины большим потоком привозят военнослужащих, попавших под суд по различным причинам.
Отбывают срок как по реальным преступлениям, вроде мародерства, убийств, похищения и неуставщины, так и по откровенно сфабрикованным делам, когда офицеры или солдаты становились попросту ненужными свидетелями преступлений, совершенных начальством.
Главный военной прокурор Украины Анатолий Матиос в конце прошлого года заявил, что лишь за период с 2015 по 2017 годы количество уголовных производств в отношении военных превышало 20 тысяч.
Несколько недель назад корреспонденты издания «Страна.ua» встретились с некоторыми из заключенных, фамилии которых, по просьбе самих военнослужащих, не называются.
За что сидят
Вячеслав, майор: «Много военных сидит за воровство, пропажу оружия и неуставщину. Никто из офицеров особо не жалеет о своих преступлениях, которые совершили на службе. Например, те, кто заехал на СИЗО за воровство, откровенно говорят, мол, я как химичил, так и буду химичить – как воровал, так и буду воровать, если меня выпустят и оправдают. Просто потому, что я ничего другого не умею делать».
Константин, младший сержант: «Много сидит бойцов, которые завалили своих сослуживцев за неуставщину. Это – дедовщина самая настоящая. Например, сидел с бойцами – морпехами из 36 бригады морской пехоты, которые завалили четырех сослуживцев под Широкино в 2017 году. Один из них, служивший фельдшером, сказал, что убили они своих сослуживцев после того, как один из старослужащих морпехов стырил из всех аптечек мощные обезболивающие – с наркотиками. Фельдшер возмутился и заявил, что это преступление и он заявит начальству о воровстве. Еще эти парни засекли своих старших сослуживцев на мародерстве – те, дескать, шарились по соседним домам и все снимали, вплоть до металла. Причем в «теме» были все, вплоть до высшего начальства. Короче, старослужащие молодым сообщили, мол, теперь вам «п…..ц» настанет».
После этого начался ад. Все время посылали в наряды на караул. Когда молодые возвращались в блиндаж – их все время били. В общем, после очередного избиения они не выдержали и застрелили всех четверых обидчиков».
По каким понятиям сидят военнослужащие
Евгений, капитан: «У военных никого не "опускают" и не унижают. Все равны, вне зависимости от звания и должности, которую занимал на службе. Пример – моют хату, в том числе и туалет, те, кто заехал на хату позже других. Как только заезжает новенький – швабру и тряпку в руки и вперед. Так моет до тех пор, пока не заедет следующий. Я как то мыл хату целых месяца два – никто из новеньких не заезжал. Навел идеальный порядок, вымыл даже такие углы, куда никто не забирался. Потом после меня заехал новенький, сержант, и мыл хату так, что хуже некуда. Так ему сказали, что перед ним целый капитан мыл хату, мол, стыдись…
В отличие от обычных камер, где круглосуточно идет игра, в военных камерах азартные игры под запретом – такая уже традиция. Зато разрешены нарды. Но не на деньги. Поэтому нет таких понятий – как проигрыш и прочие последствия. Если кто-то из новичков скажет, мол, сыграем на интерес – ему пояснят, что "интерес" в тюрьме – это твоя пятая точка».
Игорь, рядовой, боец добробата: «Если ты идешь в туалет, нужно обязательно объявить об этом вслух. Нельзя ходить в туалет, когда люди едят. Также нельзя есть, если кто-то объявил заранее, что пошел в туалет. Если вдруг начал что-то грызть во время того, как другой пошел по нужде – наказывают. Наливают стакан воды, туда насыпают стирального порошка или моющего средства и ты должен это выпить».
Кто сидит
Валерий, лейтенант, боец добробата: «Звания сидельцев в "военных" камерах – самые разные. От полковника до рядового. Но старших офицеров бывает мало, чаще – младшие офицеры, сержанты или солдаты. Генералов–арестантов вообще нет. По этому поводу часто шутят, мол, мало воровал, поэтому не стал генералом и попал в тюрьму».
Почему так
К сожалению, как бы не декларировало военно-политическое руководство Украины о курсе страны в ЕС и НАТО, реальных реформ, направленных на достижение ВСУ стандартов этих организаций, нет. Если новое поколение понимает важность этих изменений, то затвердевшие умы нынешних начальников-коррупционеров только и думают о том, как побольше наворовать и «заткнуть» неугодных. К тому же, используя многочисленные связи, они имеют возможность избежать наказания за содеянное. Именно по этой причине в тюрьмах так много солдат, сержантов и младших офицеров. Далеко не все они преступники, а просто оказались не в том месте, в не то время, или просто решили добиться справедливости.
Яркий пример – случай сексуального домогательства полковника Иванива к своей подчиненной, лейтенанту Валерии Сикал. Досудебное расследование в отношении командира части А1358 продолжается уже третий месяц. А вот встречный иск за самовольное оставление части военнослужащей в период предоставленного ей 30-дневного отпуска после операции, уже удовлетворен. Расследование по этому поводу провели в несколько недель. Девушку обязали выплатить 2465 грн. А что с сексуальными домогательствами – так и не ясно. Более того, командир даже не отстранен от службы.
Вот так и получается, что преступления в ВСУ совершают командиры, а наказывают за них подчиненных. Рыба гниет с головы, а чистят ее в Украине, почему-то, с хвоста…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.