Справедливое общество?
Справедливое общество и концепции социализма
Пытаясь
решить вопрос о месте человека в обществе и смысле его жизни… В своем историческом развитии социализм
принимал различные формы: «государственный социализм», «катедер-социализм»,
«муниципальный социализм», «кооперативный социализм», «этический социализм»,
«религиозный социализм», «полицейский социализм», «крестьянский социализм» и
т.п. Так полковник С.В. Зубатов утверждал, что: «Полицейский социализм» искал такой почвы для решения вопроса, где бы
все умиротворилось само собой, без внешнего принуждения.»
Живший в обстановке гражданской войны
английский философ Гоббс, пришел к
пониманию человека, которого Аристотель называл диким зверем. Слова Гоббса
«человек человеку волк» дошли до наших дней, как напоминание о зле, заложенном
в каждом человеке. Гоббс считал, что забота о своем собственном благополучии у
любого человека сильнее, чем общественные связи. Мыслители социалистического
толка, например Локка, пришли к выводу, что человек от рождения подобен чистому
листу бумаги, на котором пишет свой текст социальная среда. Откуда следовало,
что волком человек не рождается, он им становится под влиянием среды и воспитания.
Социалисты разных направлений утверждают – чтобы изменить человека, нужно
изменить социальную среду. Правда многие из тех, кто видел социальные причины в
деградации личности, в социальной несправедливости, тот же Сен-Симон, мечтали
лишь о справедливом законодательстве, дарованном монархами.
Не сумев
выработать позитивной программы построения социалистического общества,
социалисты дали яркую критику противоречий между личностью и обществом,
порождаемых социальным строем, где господствует не только частная, но и
государственная собственность, вплоть до «развитого социализма с человеческим
лицом». Классический образец такой критики оставил Фурье: «Всякий человек
находится в состоянии войны с массой и неблагожелателен к ней в силу личного
интереса. Врач желает своим согражданам добрых лихорадок, а юрист – добрых тяжб
в каждой семье. Архитектору нужен добрый пожар, а стекольщик желает доброго
града. Портной, сапожник желают публике материй непрочной окраски и обуви из
плохой кожи, чтобы их изнашивали быстрее – ради блага торговли.» Такова
анатомия, в том числе и социалистического общества, не говоря о «рынке услуг»,
где деятельность одного человека направлена против интересов другого человека.
И все же многие мечтали создать справедливое общество, способное обеспечить
свободу человека и социальную справедливость в общественных отношениях. На
Украине сегодня действует более десятка квазисоцпартий, жаль только, что
большинство их лидеров – придурки. Крайней здравой работой, в наши дни, на эту
тему можно считать монографию В.В. Медведчука «Гражданское общество: Украинский
выбор». Высоко оценивая работу Медведчука, все же предложу взгляд на иные
концепции социализма.
Германский «катедер-социализм» в лице А. Вагнера
убеждал рабочих в том, что они могут добиться изменения своего положения
посредством реформ. «Катедер-социалисты» опровергали крушение капитализма и
неизбежность социалистических революций, отводя высокую роль коллективной
собственности и принципам распределения. В России подобное направление «государственного социализма» пропагандировали М. Туган-Барановский, И.
Иванюков. Основной идеей «государственного социализма», как и
«катедер-социализма» было утверждение, что с помощью государства возможно установление
классового мира между работодателями и рабочими.
Интересными
попытками насаждения социалистических идей в деревне была Столыпинская реформа,
а в городе – попытка зарождения «полицейского
социализма» с профсоюзными идеями. Практика осуществления «полицейского
социализма» в России проходила под руководством полковника охранного отделения
московской полиции С. Зубатова. Жандармский полковник революционным бунтам
противопоставлял создание легальных рабочих организаций по профессиям, открытым
обсуждениям в союзах условий работы и жизни рабочих. Зубатов показывал рабочим,
что зачастую виновниками их тяжелого положения являются отдельные фабриканты и
заводчики и что средством борьбы за улучшение положения рабочих являются не
бунты и беспорядки, а организованное предъявление экономических требований
предпринимателям. Идея «полицейского социализма» не была идеей только Зубатова.
Еще в 1899 г. одесский градоначальник граф Шувалов в посланной правительству «Записке
о состоянии рабочего движения на Юго-Западе России» писал, что для того, чтобы
«отнять почву у агитации» необходимо наладить религиозно просветительскую
работу среди рабочих, открыть читальни,
библиотеки, создать «кассы помощи по профессиям», «сократить рабочее время,
обязательно создать выборных от рабочих, благожелательно опекать рабочих…»
В Х1Хв. в
Западной Европе зародился «кооперативный
социализм» или мечта о «среднем классе». На почве идей и иллюзий о
возможности посредством кооперативов, артелей, товариществ создать новую форму
общественных отношений, свободной от капиталистической эксплуатации. Теория «кооперативного социализма» пришла на
смену народнической идее «общинного
социализма» идеализировавшей «коммунистические инстинкты» крестьянина и
«артельные начала». Большевики же считали, что теория «кооперативного
социализма» направлена на отвлечение рабочих от революционной борьбы, сеяла
вредную иллюзию врастания капитализма в социализм.
Почти
одновременно с теорией «кооперативного социализма» зародилась теория «муниципального социализма» согласно
которой, органы местного самоуправления – муниципалитеты, думы, советы и т.п.-
призваны сыграть особую роль в деле улучшения
общественного строя на началах коллективизма. На почве идеализации земского движения утверждалось,
что дальнейшая демократизация самоуправления и рост городского хозяйства
выгодны всем слоям населения, а потому это главное средство борьбы за
социализм.
Идеи
«муниципального социализма» с их мечтой о социальном равенстве переходили в «этический социализм» рассматривавший социализм как общий этический
идеал, осуществимый при улучшении человеческой души. На основе идеи «этического
социализма» пытались соединить социализм с христианской религией. Идеи
религиозного «христианского социализма» наиболее
усердно проповедовал Н. Бердяев. Правда В. Ленин в классовом смысле «этического
социализма» и «христианского социализма» - увидел отвлечение масс от борьбы за
«действительный социализм». Что такое «действительный социализм, как
общественный строй» любопытных отсылаю к «марлену». Правда некоторые профессора
при капиталистической жизни утверждали, что при социалистическом строе будет установлена
общественная собственность на средства производства, что социализм позволит
человеку «много знания силы и счастья», что будет ликвидирован класс праздных
рантье и станет невозможно жить без труда, исчезнет возмутительное неравенство…
Тот же И. Иванюков, что придерживался принципа федерализма утверждал:
«Социалистическое государство должно представлять собой федерацию общин
различных размеров, автономные права которых должны быть согласованы с общими
интересами государственной жизни.»
Толкование социалистического государства как федерации хозяйственных общин
сложилось под влиянием Е. Дюринга, считавшего «трудовое государство» -
воплощением идеи социализма…
Сегодня на
Украине слово «социализм» стало чуть ли не ругательством, как «либерал», «демократия». «Революции гидности» с Майдана перешла в
Гражданскую войну на Донбассе, в обнищание населения «державы». Но встает
вопрос: Почему в стране победившего
майдана такое огромное количество косноязычных лжецов, взяточников,
уголовников, дураков, которые хорошо умеют только врать, украсть, своровать,
развести лоха? А рабочим и батракам остается только мечтать о возвращении
«полицейского социализма» - зубатовщины?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.