В журнале Корреспондент - о суете, обвинениях и реальностях отечественного здравоохранения
Меня часто спрашивают: «А как ты проверяешь благотворительные фонды? Почему «этим» можно доверять, а «тем» — нельзя?» Опуская вопрос того, что в этом году все разработанные нами критерии получили еще и международное подтверждение, отвечаю просто: «Следи, с кем они работают и чего добились».
Наблюдая последние два года за происходящим в Охматдете и шорохах вокруг детской Нацбольницы, просто невозможно не удивляться: как может идея спасения детей, абсолютно чистая и честная, постепенно превратиться в тыкву? Для чего эта грязь? Чем не угодили врачи?
Хайп построен на удобном тезисе «все врачи — взяточники».
99% граждан Украины не разбираются в элементарном. Например, в том, что больница скорой — на балансе местного бюджета, а лекарства для нее закупают местные власти. И если лекарств там нет, начинается крик: «Где моя бесплатная медицина?!». Если больница в подчинении Минздрава и узкоспециализированная, то специфические дорогие лекарства идут через закупки именно Минздрава. Но если этих лекарств нет, то начинается почему-то крик: «Врач — взяточник!».
Ясно, что никто не хочет услышать от врача: «Ваш ребенок умрет, потому что Минздрав не привез лекарства, хладагенты, не обеспечил иммуносупрессоры, которые вам будут нужны после операции». Вот недавно один ветеран АТО услышал это напрямую, но оставил в памяти только тезис врача, что «государство о тебе забудет, как об афганцах». Врач уволен (здесь, кстати, надо отметить, что слова необходимо подбирать, так что итог логичный). Но и после увольнения некорректного в словах врача трансплантация костного мозга для АТОшника не состоялась и лекарства не появились. Но Минздрав об этом стыдливо умолчал.
Два года назад я вдруг начала слышать: «Не все сразу, ну что ж делать, кто-то за это время умрет». То есть «лес рубят — щепки летят». Такая рабская психология, что, дескать, ради борьбы с «врачами-взяточниками» можно кем-то и пожертвовать. «Это же чей-то ребенок, а не мой. Чей-то муж или мама — не мои. Принесите их в жертву, вам что, жалко? Ведь потом всем будет круто и хорошо!» — как-то так в целом.
Вот только не учли, что родственники этих жертв будут против. И против будет как минимум еще парочка фондов — без пиара, без политиков, без поддержки телевизионных холдингов.
Два года назад, после очередного скандала с очередью на лечение за рубежом (через какое-то время после маленькой Юли Сокольцовой умирала уже Вика Гонгало), я на втором триместре беременности пошла выяснять, кто же эти боги, сидящие где угодно и как угодно, принимающие раз в полгода решения, кому жить, а кому умирать? И вообще, почему они так редко собираются? И я поехала на встречи с врачами, фондами, бывшими сотрудниками МЗ, изучала документацию и процессы, протоколы лечения, выводы экспертов. Я даже в какой-то момент обнадежилась: Минздрав возглавила волонтер с большой группой поддержки в виде волонтерских организаций, которым я очень верила. Как же, они своими руками возили, искали, собирали, знают, понимают, уж точно не воруют.
Кто-то покрутил мне пальцем у виска, дескать, увидишь — будет хуже. Но я очень верила. И оказалась где-то посредине. Там — умные, а там — красивые. Умным верить не хотелось, ибо я оптимист. Прошло полгода. Мой оптимизм издох. Лекарства не появились, обвинения в адрес «папередников» остались, жертв как раз «назначили».
И мне захотелось остановить все это безумие.
Но в 2017 году уже нарисовалась схема имени «благотворителей». Влезаем во все региональные Охматдеты, вводим своих в рабочую группу по лекарствам, а всех прочих объявляем помощниками коррупционеров. Обязательно включаем хайп! Попутно убираем из номенклатур [списки закупок за счет госбюджета] дорогостоящие лекарства, зато активно собираем на них деньги. А покупаем лекарства у левого ФОПа, остальное — индийские неработающие препараты, которые не применяются для лечения онкологии в цивилизованном мире. И кто теперь у нас фарммафия?
Характерно, что на торгах вылезает снова Краун, который работает только в странах третьего мира и уже отвечал за свои действия перед британской короной.
Подключается грантовая ГО, понимающая, что чем дольше длится разборка — тем больше придет следующих грантов.
Удобно назначаются враги в виде всеми и до того нелюбимых Богомолец и Мусия.
Вчерашние регионалы, как мухи на мед, прилетают попиариться на митинги, организованные все теми же противниками жертвенности.
Платная реклама медреформы в СМИ.
Присыплем сверху людьми, которые не понимают, кто за что отвечает.
Профит!
А высказывание Линчевского и выводы Счетной палаты — обыкновенный триггер, на фоне скандала вышедший в первый ряд. Я не уверена даже в том, сколько молока налью себе в кофе, но кто-то может взять на себя гарантийный платеж иностранной клинике, подписавшись, что комиссия по лечению за рубежом таки прозаседает и именно этот ребенок получит оплату от государства.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.