Возвращение Донбасса: справимся ли мы с идеологическими вызовами?
30 травня 2018, 16:46
Украина продолжает оставаться на позиции деоккупации Донбасса и его возвращения в свой состав, но этот процесс может сопровождаться разными вызовами и угрозами
Несмотря на то, что Минские соглашения, которые, согласно им же, должны были быть выполнены еще в конце 2015 года, не выполняются, Украина продолжает оставаться на позиции деоккупации Донбасса и его возвращения в свой состав.
Однако, декларируя это, мы все отчётливо понимаем, что этот процесс может длиться еще очень много-много лет, и сопровождаться разными вызовами и угрозами. Самая главная среди них – это, конечно же, идеологическая, предотвращением которой необходимо заниматься уже сегодня, чтобы хотя бы через одно-два десятилетие мы смогли достигнуть ощутимый результат.
Для этого первоочередной задачей нужно найти для себя ответ на вопрос: а какой вид имеет наша победа? Какой ее образ? Что должно случиться, чтобы мы сказали, что мы выиграли в этом конфликте? Во время Второй мировой войны все знали, что победа – это наш флаг над Берлином. А сегодня к какой конкретной цели мы движемся?
Будет ли победой для нас присоединение Крыма? Представьте себе на минуту, что вдруг мы проснулись утром, а Крым снова стал частью Украины (хоть и де юре мы его продолжаем считать своим, но здесь имеется ввиду де факто). При этом все, что произошло за это время с 2014 года, никуда не исчезло. То есть мы говорим об огромном количестве людей, которые прожили несколько лет «под Россией», практически абсолютным большинством голосовали за Владимира Путина, не видят своего будущего с Евросоюзом и люто ненавидят США. Все они – наши сограждане. И если до этого нас разделяла граница, то теперь – ее нет. Давайте представим, чем это может закончиться.
Люди, которые могли только в социальных сетях ругаться на тему того, кто виноват в войне на Донбассе и правильно ли, что произошел Майдан, теперь могут встречаться лично. Более того, претендовать на приоритетное право решать, кто главнее и кому стоит подчиняться. Крымчане на выборах обязательно вручат мандат депутата Верховной Рады Украины нескольким сторонникам России и противникам Евромайдана, а националисты в ответ не упустят своего шанса научить «сепаратистов», как нужно правильно думать и жить в Украине. Те обязательно начнут выходить на митинги, чтобы «фашизм не прошел».
Как сегодня живут крымчане? Россия сегодня из геополитических соображений вкладывает туда огромные деньги - в инфраструктуру, в социальные выплаты, в более высокие, чем в Украине, зарплаты. Это стимулирует экономику. Уверены ли мы в том, что на сегодняшний день жители крымского полуострова чувствуют себя плохо и хуже, чем украинцы? Наоборот, они с сожалением смотрят на Украину, где растут тарифы, где процент бедности только увеличивается – из-за войны, текущего положения дел, требованиями МВФ.
Что мы можем предложить сегодня крымчанам, чтобы, к примеру, спровоцировать процесс возврата Крыма мирным путем? Или мы будем возвращать его военным путем, придем туда как оккупанты за своей победой, и солдатским сапогом загоним обратно в Украину? Как мы видим свою победу в этом вопросе?
А что Донбасс? Там сегодня также очень плохо относятся к украинской власти, к произошедшему Евромайдану и сегодняшнему внешнеполитическому вектору страны, хоть и продолжают пользоваться ее благами. Только в отличие от Крыма, на Донбассе еще очень долго будет заживать рубец от реальных боевых действий, приправленных российской пропагандой, которая создала и крепко закрепила в головах его жителей реальность, в которой Украина бомбит своих же граждан и является по отношению к ним агрессором. Как мы будем сейчас завоевывать сердца и умы этих людей прежде, чем возвращать обратно эти территории?
А представьте теперь, что оккупированные районы Донецкой и Луганской областей снова в составе Украины. И люди, прожившие несколько лет в оккупации, будут интегрированы в нашу жизнь. Они будут голосовать на выборах, избирая в украинский парламент пророссийских депутатов. Достигнем ли мы в таких условиях общественно-политической стабильности в регионе и в стране в целом? Навряд ли. К чему это дойдет в конечном итоге? Либо к возобновлению боевых действий, либо, если власти удастся не допустить первого, к продолжающему перманентному конфликту, который будет проявляться каждый день в разных своих вариациях на разных уровнях: от бытовых правонарушений на почве политических разногласий, от регулярных массовых беспорядков до периодически проявляющейся в разных сферах жизни вражды.
Помимо этого, государству будет необходимо каждый год тратить сотни миллионов и миллиарды гривен из бюджета на восстановление разрушенной инфраструктуры Донбасса, на социальные выплаты пострадавшим во время конфликта, восстановление работы всех органов власти и местного самоуправления и так далее. Это будут огромные деньги, которых у Украины, во-первых, сегодня нет. Во-вторых, если бы они и были, в них не меньше нуждаются все остальные регионы страны, и тут также существует большой риск активизации конфликта - а готовы ли мы тратить миллиарды гривен своих налогов на людей, которые не признают Украину и не хотят в ней жить?
На все эти вопросы нам нужно сегодня ответить. И таким образом сформировать наш образ победы, после чего уже вырабатывать соответствующий план действий. А пока даже не начата реальная работа с идеологическими вызовами, вероятнее всего вопросы деоккупации Донбасса и Крыма в ближайшее время будут оставаться просто темой для дискуссий, возможно, почвой для политических спекуляций и, если хотите, понятием из категории фантастики. Минские соглашения, тем временем, будут продолжать не выполняться, работа в нормандском формате будет оставаться безуспешной. Пока не произойдет что-то существенное, после чего Украина будет способна дать себе четко позитивный ответ на вопрос, готова ли она принять Донбасс и Крым обратно после всего произошедшего.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.