Для того чтобы государство эти функции выполняло, оно должно проводить самостоятельную политику внешнюю и внутреннюю. И обеспечить эту возможность государству обязана Власть, выбранная Народом Украины. Другими словами, из объекта политики необходимо переквалифицироваться в субъекты. И решить эту задачу – это прямая обязанность власти.
Следовательно, возникают два вопроса:
1. Что необходимо сделать, чтобы перейти из разряда объектов политики в субъекты?
2. Кто может это сделать? Учитывая, что Власть не безлика и всегда имеет имя, фамилию, должность. И не в единственном числе.
Первое. Самый надежный и проверенный способ - это проявить инициативуи переиграть ситуацию. Начать вести самостоятельно переговорный процесс с мятежным Донбассом, без оглядки на кого бы то ни было, кроме народа Украины. А украинцы, согласно данным последних социологических опросов – уже два года хотят мира и стабильности в своей стране.
Нынешней власти ничего выдумывать не надо, следует всего лишь проявить самостоятельность и политическую волю, чтобы начать мирные переговоры с Донецком и Луганском напрямую, с участием не посредников, но партнеров из Нормандской четверки. На своей территории Украина должна играть первую скрипку, а не США с Россией или Германия с Францией или Польшей.
Второе. Эту инициативу обязан проявить президент Украины Петр Алексеевич Порошенко. Обязан по трём причинам – как гарант Конституции; как официальное лицо, взявшее на себя предвыборное обязательство закончить войну на Донбассе; как государственный чиновник, поставивший свою подпись под Протоколами Минских соглашений.
Теперь вопрос №2. Кому из украинских политиков можно доверить такую тонкую и непростую работу? На мой взгляд, в этом вопросе следует руководствоваться методом исключения. К примеру, лица, находящиеся во власти с 23 февраля 2014 года, уже имели все возможности для того, чтобы решить эту проблему с Донбассом. При чем, как мирным способом, так и силовым вариантом. Проблема за эти два с половиной года только усугубилась, нанеся непоправимый урон Украине, не говоря уже о тысячах украинцев, погибших в этом конфликте, включая детей. Из действующих украинских политиков так называемой «майданной власти» не могу назвать ни одной фамилии, кроме Порошенко. Или Надежда Савченко, которая как максимум может выступить разве что в роли представителя народной дипломатии. Чтобы решить задачу раз и навсегда, нужна фигура более серьезного уровня.
Следующая категория - это представители так называемой «злочинной влады», чудом оставшиеся на плаву в действующем украинском Парламенте. Честно говоря, к ним отношение такое же, как и к высокопоставленным гражданам с майдана: ничего не сделали, чтобы предотвратить эту беду, ни до 23 февраля 2014 года, ни после. К этой же категории можно отнести и тех «высокопосадовцив», которые сегодня отсиживаются за пределами Украины.
Откровенно говоря, среди украинских политиков для такой миссии, как переговоры с представителями ДНР и ЛНР, можно выделить считанные фигуры – это Владимир Литвин, Виктор Медведчук и Александр Мороз. Это сугубо моё мнение, основанное на оценке профессиональных качеств этих людей.
Но если, по сути, то Виктор Медведчук – лидер общественной организации «Украинский выбор – Право народа» - сегодня единственный представитель украинского политикума, способный не только «перезагрузить» переговорный процесс с Донбассом, но и организовать изменение самого формата переговоров, в первую очередь, путем повышения статуса Украины из объекта в субъекты политического процесса.
Аргументы и предпосылки к такому выводу довольно весомы:
- непосредственное участие в уже существующем переговорном процессе;
- эффективная работа по возврату украинских пленных (та же Надежда Савченко и многие другие, более 400 человек);
- личные отношения с ведущими политиками России (в первую очередь с российским президентом Владимиром Путиным);
- личные отношения с американскими и европейскими политиками (например, новый посол Штатов в Украине Мари Йованович. Медведчук тесно контактировал с Йованович еще в начале 2000-х, когда занимался урегулированием скандала из-за американских обвинений о продаже радиолокационных станций «Кольчуга» в Ирак – в конечном итоге, американцы не нашли в Ираке никаких «Кольчуг»).
Подводя итог своим измышлениям, повторюсь – украинская власть в лице президента Порошенко должна выступить с инициативой прямых переговоров Украины с Донецком и Луганском, без иностранных посредников, но при возможном участии представителей стран «Нормандской четверки».
Организацией и проведением таких прямых переговоров должен заниматься Виктор Медведчук, как единственный украинский политик, имеющий возможность прямого диалога с политической элитой как США и России, так и ЕС.
Думаю, в таком случае, в условиях противостояния России и США, у Украины появится шанс остаться при своих интересах и стать субъектом региональной и мировой политики.
P.S. Порошенко не мой герой. Да и президент он никакой, что очевидно из результатов его деятельности на этом посту с июня 2014 года. Но, проблема сейчас не в этом. Проблема сегодня в отсутствии условий для проведения нормальных выборов с нормальными кандидатами и в президенты и в народные депутаты. Объективно. Тут много ума не надо.
Кроме того, есть необходимость в выполнении многих международных обязательств взятых на себя Украиной с молчаливого согласия населения и за подписью всё того же Порошенко - например, Донбасс и кредитные обязательства. А для этого необходимо менять воинственную риторику, на более миролюбивую позицию.
На мой взгляд, время партии войны истекло, отсюда и весь сыр-бор осени 2017 года.