Спору нет, если взять все обещания и абстрактные цифры, то результат может показаться впечатляющим. Например, недавно премьер-министр заявил о том, что с 2014 по 2016 год в местных бюджетах дополнительно появилось порядка 100 млрд грн.
Однако, если разобраться в деталях, все не так однозначно. Например, проанализируем ситуацию в Одесской области.
Для того, чтобы оценить подлинные масштабы финансовой децентрализации, нужно, прежде всего ввести поправку на инфляцию. А она у нас в 2014 году составила 24,9%, в 2015 году – 43,3%, а в 2016 году – 12,4%. Суммируем и получаем совокупный показатель инфляции за три года в 80,6%. Таким образом,
.
Смотрим дальше. По подсчетам экспертов местные бюджеты в 2016 году получили 195,4 млрд грн дотаций и субвенций. Это на 21 млрд грн больше, чем в 2015-м. На этот год Кабинет министров запланировал добавить еще 55 млрд грн трансфертов. На выходе получаем очень показательную картину. Доходы местных бюджетов действительно понемногу растут.
Но в среднем в каждой гривне, потраченной громадами в прошлом году, 53 копейки они получили от государства.
Следует упомянуть и такие маленькие финансовые хитрости, как перераспределение самих налогов. Согласно последним новшествам, из местных бюджетов забирают 25% налога на доходы физических лиц и оставляют 10% налога на прибыль предприятий. Насколько это равноценный обмен в условиях кризиса говорить не приходится. Так, за первый квартал этого года в общий фонд госбюджета, например, из Одесской области поступило 420 млн. грн. налога на доходы физических лиц и всего 342 млн. грн. налога на прибыль. Таким образом центральная власть откровенно жульничает: забирая правой рукой больше чем дает левой.
Наконец, за 2014-15 гг. бюджетные доходы, которыми распоряжается центральное правительство, выросли на 59% в номинальном исчислении. А собственные доходы местных бюджетов - всего на 19%. В прошлом году ситуация начала меняться. Но темпы этих изменений недостаточно радикальны. Так за первый квартал нынешнего года поступления в общий фонд местных бюджетов возросли на 36,9%, а доходы центрального бюджета - на 35,3%. Если финансовая децентрализация будет проходить такими темпами, то мы ее не закончим не то, что к 2020-му, а и к 2050 году.
Общий вывод будет малоутешительным. В политике децентрализации пока больше деклараций и манипуляций, чем сущностных изменений в пользу местных бюджетов. Органы местного самоуправления по-прежнему критично зависимы от благосклонности и подачек центральной власти. В целом отношения между центром и регионами больше напоминают натуральный обмен (когда лояльность обменивается на дотации и субвенции), чем - взаимодействие равноправных субъектов.
Справедливый подход
Если мы хотим получить реальную децентрализацию, она должна быть справедливой по своей сути. И эта справедливость может быть обеспечена исключительно за счет честного и прозрачного распределения налоговых поступлений. В местных бюджетах, как наиболее приближенных к людям, должно оставаться гораздо больше налогов
В данный момент мы имеем бюджетную систему, в которой до ¾ собранных на местном уровне налогов уходит в центр. А после оттуда возвращается в виде субвенций или дотаций в лучшем случае каждая пятая гривна. Именно поэтому органы местного самоуправления мало что могут в плане капитальных инвестиций, усиления социальной защиты или улучшения качества медицинского обслуживания населения. Они призваны выполнять роль громоотводов и не более.
Между тем, если взять за образец европейскую налоговую систему, которая обеспечивает полную финансовую независимость местного самоуправления, ситуация может изменится кардинально. В этом случае в распоряжении местных органов власти окажется по 3-4 дополнительных бюджета. А это значит, что органы местного самоуправления смогут:
• самостоятельно инвестировать средства, в том числе в крупные проекты, такие как строительство новых заводов или ремонт дорог и канализационных систем;
• содержать вне зависимости от настроений центра учебные учреждения, в том числе и ПТУ, а также объекты медицинской инфраструктуры;
• регулярно выплачивать пенсионерам достойные пенсии, а бюджетникам –солидные муниципальные надбавки.
• объемы социальной помощи малоимущим, а также финансирования социальных программ (типа «Здоровье», «Образование», «Транспортные льготы», «Бесплатное питание в садах и школах») могут быть увеличены в разы, а не на жалкие 10-15%.
И реальность таких перспектив показывают расчеты, осуществлённые в Одесской области.
Там подсчитали, что на уровне региона будет получено минимум ЧЕТЫРЕ дополнительных бюджета, если:
• к местным налогам отнесут налог на прибыль, ввозную пошлину, НДС на импортируемые товары;
• НДФЛ в полном объеме будет зачислятся в местные бюджеты
• Предприятия начнут платить налоги по месту реального расположения, а не «прописки» центрального офиса;
• Государственные предприятия, которые ведут хозяйственную деятельность в регионе,будут переведены в коммунальную собственность.
Благодаря этому, общие объемы дополнительных финансовых поступлений, по самым скромным подсчетамсоставят более 30 млрд грн. в год. И это только в первый год справедливой децентрализации. А дальше эти суммы будут расти по мере задействования таких экономических факторов, как рост индекса потребительской активности (из-за увеличения пенсий и зарплат) или повышение инвестиционной привлекательности (частные инвестиции пойдут в след за региональными капиталовложениями).
В целом же финансовых ресурсов хватит для того, чтобы:
• выплачивать дополнительные пенсии на уровне не ниже 7 тыс гривен всем людям, ушедшим на заслуженный отдых;
• обеспечить муниципальные доплаты учителям и врачам на уровне 3-4 тысяч в месяц
• в 10 раз увеличить объемы финансирования областных программ по защите здоровья
• в 7 раз увеличить социальную помощь малоимущим.
После чего еще останутся ресурсы для сохранения транспортных льгот, ремонта межквартальных дорог и строительства 3-4 детских садика в каждом районе.
Ответственная власть
Естественно, при таком подходе возникает вопрос относительно механизмов общественного контроля за действиями власти, в руках у которой окажутся такие ресурсы. Но и здесь нам не нужно выдумывать велосипед, достаточно просто воспользоваться мировым опытом. А именно – ввести выборность всех должностей на уровне региона, начиная с областных прокуроров и заканчивая главами областной администрации. Только так можно гарантировать повышение политической ответственности власти перед жителями региона, а, значит, и повышение эффективности общественного контроля за расходованием местных бюджетов.
В той же Одессе, рейтинг доверия выбранного горожанами мэра намного превышает показатели главы областной администрации. И это не удивительно, потому, что с мэра всегда можно спросить, а что спросишь с губернатора-временщика, которого присылают из Киева?! Даже пожаловаться на него не кому, ну не обращаться же в конкурсную комиссию?!
Именно поэтому мэры городов, исходя из скудных возможностей, пытаются поддерживать канализацию, латать дороги и водопровод. А губернаторы – заняты переименованием улиц, интригами, скандалами и самопиаром. Для любого руководителя, которого избрали те же одесситы понятно, что улицу Жукова нельзя переименовывать. Это оскорбляет людей. А политикам-парашютистам на это начихать, потому, что их карьера не зависит от мнения горожан.
И если бы центральная власть слушала людей, то она бы давно поняла, что главное требование на сегодня звучит просто и отчетливо: «Хватит присылать гастролеров. Дайте выбирать власть самим!» И чем быстрее в Киеве услышат это требование, чем быстрее власть перейдет от декларативной к реальной децентрализации, к справедливому распределению налогов, тем быстрее страна получит новый импульс к развитию. Импульс, который пойдет снизу и будет ориентирован на решение реальных проблем, которые заботят людей. И который в результате объединит и обновит страну