очередной законопроект правительства «О государственном языке», касающийся так называемых «языковых инспекторов». Новый закон о языке бьет все мыслимые и немыслимые рекорды по масштабам своей бессмысленности. Далеко не язык в данный момент является главной проблемой Украины в сравнении с экономическими и социальными бедствиями. Однако, как это у нас водится, все внимание населения поспешили переключить именно на этот, относительно нейтральный, вопрос.
Впрочем, если не решать экономических проблем, скоро языковой вопрос отпадет сам собой – вместе с распадом государства.
«Когда появляются подобного рода законопроекты, вокруг которых ломаются копья, возникает вопрос — что хотят украсть? Поскольку ничего хорошего, кроме раздрая и конфликта, в том варианте, который предложен депутатами, он не несет.
У нас нет денег на детских врачей, а где брать деньги на этих инспекторов? В этой ситуации, в которой сегодня находится страна, пытаться насильно с помощью штрафов и других мер, насаживать применение украинского языка не стоит. Скорее, этот закон, как это часто бывает, сработает не в пользу государственных интересов и будет давать аргументы тем силам, которые ранее спекулировали на теме русскоязычного населения. Он не к месту, не ко времени и просто глупо так делать», -
считает политолог Андрей Золотарев.
Похожую мысль
высказал и экс-руководитель Нацбанка Украины Сергей Арбузов, обратив внимание на бизнес-перспективы Украины и их непосредственную связь с «языковым вопросом»:
«Всем известна история борьбы ирландцев за независимость, никто не подвергает сомнению их патриотизм. Однако, у местных политиков хватило ума не рубить сук, на котором можно сидеть. В Ирландии согласно Конституции два официальных языка – ирландский и английский. И именно такое отношение государства к английскому, вместе с продуманной налоговой политикой, позволило Ирландии стать Меккой для англоязычного бизнеса. Крупнейшие мировые корпорации размещают сейчас свои главные офисы в Ирландии, пополняя бюджет этой страны».
Украина, благодаря своему географическому положению и развитости гуманитарных связей с Россией и другими странами СНГ, вполне может стать Меккой для бизнеса русскоязычного. И глупо, даже преступно, отказываться от такой возможности. У нас нет нефти, нет газа, но есть русский язык. И мы вполне можем его «продавать»», - считает бывший чиновник.
В правительстве на реакцию общества (а реакция, как вы знаете, бурная: даже те, кто далек от этой проблемы в принципе, активно интересуются статусом вопроса о языке) пока никак не отреагировали в ответ. Неясно, будет ли законопроект принят в нынешней редакции, будет ли он дорабатываться или его вообще отменят. С одной стороны ясно, что жить по закону о языках, принятому в 1990 году, сегодня уже нельзя: на дворе 2017-й. Но и в такой форме допускать этот законопроект под президентскую подпись просто недопустимо!
Текущие положения закона противоречат как здравому смыслу, так и правам человека, в частности – праву разговаривать на том языке, на котором человек считает нужным. Не гарантирует законопроект и защиты языковых меньшинств и национальных меньшинств в целом. В лучшем случае, законопроект следует отправить на серьезную доработку, в худшем – отложить его обсуждение до лучших времен. И мне кажется, это наиболее адекватный вариант на сегодняшний день.