Украина больна! Диагноз – недолюбленность

03 лютого 2016, 10:30
Власник сторінки
Правник, футуролог, автор книги "Омріяна Україна"
7
17747
Украина больна! Диагноз – недолюбленность

Именно психологические проблемы украинского общества определяют нашу реальность. Пока мы сами не изменимся, ни демократия, ни реформы, ни верховенство права Украине не помогут. Мы больны.



Не кажется ли вам странным то, что говоря об Украине, сегодня зачастую акцентируют внимание на экономике, государственном устройстве или законах? Нет, безусловно, эти темы важны, но…

Если кто-то жалуется, что ему хронически не хватает денег, нет мира в семье, дети болеют, – можно поверить и попытаться помочь, например, дать денег... Но при ближайшем рассмотрении ведь оказывается, что жизненные обстоятельства человека – это лишь внешние проявления его убеждений.

Сравнивая индивидуальную и коллективную психологию, я убедился, что главные проблемы Украины – не на поверхности. Дело не в кривых законах, не в плохом президенте и даже не в тотальной коррупции. Настоящий корень проблем Украины кроется в коллективной психологии общества. К сожалению, об этом говорить не принято, ведь значительно проще «лечить» экономику, а не копать «вглубь».

Но мы с вами поговорим. Попытаемся «открыть шкаф» и посмотреть, что за «скелеты» там спрятаны. Ведь именно они исторически не позволяли нам подняться, построить нормальное государство, выстроить отношения в обществе. И сейчас, за годы государственной независимости Украины, они не только проявились, но и стали настолько болезненными, что дальше нести груз этих проблем невозможно.

Комплекс неполноценности

В украинских школьных учебниках есть совершенно идиотская притча, которая повествует о том, как Бог раздавал богатства разным народам мира. Всё всем раздал, только одной маленькой девочке ничего не досталось. А девочка эта – Украина. И дал Бог Украине песню…

Так с детских лет в украинцах закладывается комплекс неполноценности. Мы маленькие, несчастные, слабенькие, ничего у нас нет.

А ведь так уже почти тысячу лет! Еще во времена Киевской Руси мы признавали свою неспособность навести порядок в собственных землях, поэтому призывали варягов прийти и навести лад. Так и теперь, с легкостью мы приглашаем иностранцев занять должности в правительстве Украины, расписываясь в собственной неполноценности.

Теперь ведь всерьёз говорят даже о назначении иностранца на пост премьер-министра,  а общественные активисты предлагают призвать «варягов» не только в исполнительную власть, но и в законодательную.

Неверие в собственные силы, заниженная самооценка веками не давала украинцам возможности реализовать собственную стратегию, положиться на себя. Испокон веков, воюя с поляками, мы брали в союзники крымского хана, с которым позже воевали, заручившись поддержкой Москвы. Да и сейчас украинское общество не мыслит своего будущего без мощных союзников, будь то крепкое плечо МВФ или НАТО, ЕС или Москвы. Нам комфортно передвигаться, постоянно опираясь на костыли, ведь мы уверовали в то, что сами мы устоять не можем.

И это при том, что нам достались богатейшие земли Европы, огромная территория, выход к двум морям и вообще отличное географическое расположение!

Инфантильность


Неверие в себя исторически привело к тому, что украинцы перестали формировать собственное будущее, отказались от его планирования и формирования. Атрофировалась функция постановки амбициозных целей. И произошло это, опять таки, в древности…

Еще князья Киевской Руси перестали ставить амбициозные цели, что привело к остановке экспансии государства. Вместо этого, меркантильные и мелочные «хотелки» князьков спровоцировали сначала межусобицу, ослабление, а потом и гибель древнерусского государства.

К сожалению, подобная ситуация неоднократно повторялась в украинской истории.

Не было масштабной стратегии у Богдана Хмельницкого в 1648 году, когда он остановил свой победный марш на Варшаву и возвратился в Киев. Не было виденья будущего в 1917 году и у Центральной Рады, которая не знала, куда вести Украину – то ли к автономии в составе России, то ли к государственной независимости.

Так и за последние 25 лет государственной независимости: получив возможность, оказалось, мы не представляем, какую Украину хотим построить. Красноречиво характеризует ситуацию знаменитая фраза президента Леонида Кучмы: «Скажите, какую страну мне строить, и я буду её строить».

В условиях отсутствия стратегии, обществу остается лишь реагировать на изменчивые сиюминутные раздражители, обстоятельства и факторы. Поэтому сегодняшние реформы могут отменять вчерашние нововведения, чтоб послезавтра быть отмененными при новых изменчивых обстоятельствах. Долгосрочное планирование на индивидуальном уровне в такой стране – бессмысленно,  а единственная оправданная стратегия – «нацаревать кусок сала и сбежать».

Национальная инфантильность объясняет, почему мы 25 лет топчемся на одном месте. Без собственного виденья будущего Украина перестает быть субъектом истории, становясь объектом чужих стратегий: Москвы, Брюсселя или Вашингтона.

Но почему же украинцы не формируют собственное будущее?

Синдром жертвы


Ответ на предыдущий вопрос я предлагаю искать в национальном синдроме жертвы, который, как известно, зачастую является компенсаторным для комплекса неполноценности.

Дело в том, что для жертвы будущее – не важно. Она живет страданием настоящего, либо бесконечно проживает боль прошлого. Не этим ли мы занимаемся?

Исторически украинцев постоянно угнетали – шляхта, москали, поляки, католики, жиды, большевики. Голодомор, репрессии, Чернобыль. А в новейшей истории Украина – жертва олигархов, «преступного режима», российской агрессии. Жертвенностью пропитана национальная литература, поэзия и… международная политика.

Длительное время имидж Украины строился на Чернобыльской катастрофе – это главное, с чем нас ассоциировали за рубежом. Затем Украина рассказывала всему миру о Голодоморе и претендовала на всемирное признание своей жертвенности. Теперь мы жертвы российской агрессии – украинские политики пытаются привлечь международное внимание, эксплуатируя тему терроризма, показывая международным органам опалённые флаги Украины с поля боя или изрешеченный осколками кусок автобуса из-под Волновахи.

Мы просим помощи, мы призывает к сочувствию, мы стремимся обратить на себя внимание. Но, к сожалению, страна-жертва в мире никому не нужна. От постоянных проблем Украины мировое сообщество уже начинает уставать. Но это ведь так удобно, просить помощи. Мы ведь слабые, неопытные, куда нам без иностранных кредитов…  

Теперь уже широко известно, что роль жертвы – это добровольный психологический выбор. Человек либо решает быть жертвой и потреблять всеобщее внимание, либо решает стать хозяином своей судьбы и начать что-то менять. Мы пока что застряли в жертвенности. Менять – желания нет. Потому и для продвижения реформ нужен либо международный кнут, либо иностранный валютный пряник. Но построить страну будущего на таком психологическом фундаменте, к сожалению, крайне проблематично.

Еще печальней, что никто в Украине даже не ставит задачу смены психологического портрета общества. А ведь необходимо срочно перепрограммировать целый народ - настроить его на успех, внушить ему веру в себя, в свои силы, воспитать в нем ответственность за свою судьбу и свою страну, научить его любить и уважать себя.

Матрица нелюбви

Вот мы и подобрались к главной проблеме – мы себя не любим. Иначе мы бы не позволили себе десятилетиями терпеть деградирующее государство. Это будто жить в загаженном подъезде, будто пользоваться грязным, вонючим туалетом. Нет, любящий себя человек непременно исправил бы ситуацию: вымыл, почистил, отремонтировал…

Эта проблема – массовая. Люди, не любя себя, не развиваются, не осознают своих истинных потребностей, разрешают собой манипулировать, поддаются иллюзиям. Они легко внушаемы и несамостоятельны. Любовь к себе подменена массовым потребительским эгоизмом.

Отсюда другая проблема – не умея любить себя, многие не умеют по-настоящему любить ближних. Водители не любят пешеходов, учителя не любят учеников, врачам плевать на пациентов. На рынке продавец обвешивает, потому что он не любит покупателя. Миллионы выполняют свою работу с презрением к потребителю её результатов!

Отсутствие любви к ближним обретает многочисленные проекции в социальной разобщенности, взаимном недоверии, жлобстве, хамстве, эгоизме, отсутствии взаимоуважения и взаимопомощи, а также во множестве других негативных явлений.

В обществе тотальной нелюбви нам приходится на каждом шагу покупать лояльное отношение к себе: в университете, в больнице, в правоохранительных органах. Отсюда –коррупция, и без этого – никак.

Конечно, мы мечтаем о новых политиках, которые начнут служить людям, любить свою страну и свой народ. Но откуда им взяться? Ведь политики являются отражением морально-этического уровня общества, а у нас нынче принято в первую очередь думать о себе, а не о людях.

При этом мы еще хорошо научились ненавидеть – ментов, налоговиков, коррупционеров, олигархов, оккупантов, депутатов, ватников и всяческих врагов Украины.

Но на самом деле, мы транслируем наружу то, что ощущаем по отношению к себе. Мы ненавидим сами себя. За свои комплексы, слабость, судьбу, историю, страну и, в конце концов, за мизерность своего бытия.

Украинская болезненная реальность исправно отражает нам наш психологический портрет, наше отношение к самим себе.

Шанс измениться

Невозможно в одной статье определить все психологические особенности коллективного сознания украинцев. Можно еще отдельно останавливаться на выученной беспомощности, обиде, страхах. Диагностику проблем еще необходимо продолжать.

Сейчас важно осознать, что «болезни» Украины носят психосоматический характер. Можно сколько угодно предпринимать экономические меры, проводить законодательные реформы, переживать выборы и революции… Неизменно реальность будет соответствовать уровню коллективного сознания и убеждениям общества.

Но верная диагностика проблем – это первый шаг к изменению. Более того, глубочайший кризис, война, экономические бедствия и политическая нестабильность ввергают Украину в состояние близкое к катастрофе. В этом и есть наш шанс…

Сознание как человека, так и масс, развивается, выходя из зоны комфорта, проходя через катастрофические потрясения. Так что сама история даёт сейчас всем нам, Украине, шанс измениться.  

Следуя напутствиям Махатмы Ганди, мы должны стать теми изменениями, которые хотим увидеть вокруг. Необходимо, наконец, начинать любить себя. В этом – ключ к переменам. Любовь к себе откроет путь самопознания, освобождения от комплексов, самосовершенствования. Окажется легко и просто взять на себя ответственность за свою судьбу, за свою реальность. Мы перестанем быть жертвами, поверим в себя и начнём строить своё будущее! По крайней мере, поднимемся и вымоем клозеты, почистим подъезды наших домов и обустроим свои города.

И вот тогда мы не узнаем нашу Украину. Она станет образцом страны, где к решению национальных проблем подошли с точки зрения психологии и любви. Возможно, мы даже станем примером для других стран и народов.

В любом случае, любовь – это ключ к исцелению. И мы должны использовать этот исторический шанс.  

Оригинал - в журнале Good Psychologist
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Украина,психология,человечество,независимость,страна,Общество,будущее,социальные проблемы,государство,народ,жертва,Будущее Украины,сознание
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.