Слово «фашизм» в народном обиходе давно потеряло изначальный смысл и стало просто ругательством. Любой человек, который вам не нравится и мешает жить, уже немного вроде как фашист.
В СМИ
и пропаганде разных стран термин «фашизм» обычно выплывает,
когда публике надо объяснить, что есть наш патриотизм, который
светлый и чистый, а есть чужой патриотизм – мрачный и
фашистский. При этом,
конечно, у этого термина есть и свое книжное научное значение,
хотя единый подход к перечню признаков фашистского режима пока
не выработан. Тем не менее, для понимая вопроса необходимо
выбраться из плена пропагандистских штампов и попробовать
понять, что такое фашизм по своей сути.
Хорошую попытку перечислить такие признаки сделал в 1995 году
испанский писатель Умберт Эко. Всего он назвал 14 признаков
фашизма и уточнил, что государству достаточно иметь 6-7 из
них, чтобы наступление диктатуры стало практически неизбежным.
Одним из основных признаков является культ традиции. Что это
значит на практике? Это значит, что обществу уже не нужно
приобретать новые знания и вступать в новые эпохи. Истина в
прошлом, достаточно просто прилежно его изучать и правильно
истолковывать. Кроме традиции, для фашизма характерен культ
силы и действия ради действия, презрение к «пустым»
размышлением и интеллектуальному труду.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос неприятия инаковости. С
одной стороны, любой фашизм густо замешан на национализме,
доведенном до состояния неизбежного сплочения перед внешними
врагами, посягающими на исконную землю. С другой, сам
гражданин фашистского государства может стать врагом, если он
будет не согласен с курсом властей. Ведь в фашистской логике
несогласие – это предательство, гражданин не желает бороться,
участвовать в вечной борьбе вместе со всеми.
Пацифизм – это тоже предательство, кругом враги, которые
должны быть повержены, и каждый член общества должен приложить
к этому максимум усилий, а не пытаться ему сочувствовать или
понять. Пацифизм, с точки зрения фашизма, не более чем
братание с врагом и предательство интересов своего народа.
С врагом тоже не всё так просто. Парадокс фашистской риторики
состоит в том, что враг рисуется одновременно и слишком
слабым, и слишком сильным. Враги жалкие, подлые, трусливые и
будут уничтожены, но одновременно они хитры, коварны и
когда-то поставили великую нацию на колени. Враг успешен и
богат, но мы отнимем у него всё, хоть мы пока бедные и
несчастные. Риторический тупик, который, тем не менее, успешно
использовался и используется в пропаганде.
Народ при этом выступает как единое целое, любые
индивидуальные права и свободы личности могут существовать
только тогда, когда они не идут вразрез с интересами нации, не
мешают народу выполнять свое предназначение. У народа должен
быть вождь, так как простой гражданин не может быть
самостоятельным субъектом и делать выбор. Формируется
устойчивая психологическая связь, так как вождь знает, что он
пришел к власти силой или хитростью, его не выбирали общим
голосованием. А значит, народ не достоин выбирать, он может
только быть ведомым и в едином порыве следовать указам вождя.
Есть у фашизма и другие признаки, кроме этих основных.
Мало того, в разных странах фашистские режимы обрастали
аутентичными культурными кодами, как, например, ревностное
католичество в Испании при Франко или сумрачный германский
мистицизм в национал-социализме. Сравнения фашистских режимов
между собой и с прочими тоталитарными режимами и само понятие
тоталитаризма – тема для отдельного разговора. Есть хорошие
материалы
на эту тему. Я
же хотел в первую очередь конкретизировать явление фашизма и
дать пищу для размышлений. Чтобы фашизм, как говориться, не
прошел в нашей стране, гражданам необходимо пристально следить
за происходящими событиями и бить государству по руками, когда
какие-то признаки начинаются проявляться. Единственное и
достаточно условие для этого – развитое гражданское общество.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.