Сегодня, когда многие в нашей стране преисполнены чувства вражды, неприятия и осуждения, очень важно помнить об одном знаменитом изречении Спасителя.
Священное Писание подробно рассказывает нам, как следует
жить человеку, какие добрые дела делать, чтобы быть оправданным на Страшном
Суде (Мф. 25, 31-40). И в то же время Христос нам говорит, как вовсе избежать
суда: «Не судите, да не
судимы будете» (Мф. 7,1).
Это очень известные слова Спасителя – их цитируют иногда
и вовсе неверующие люди. Слова
известные, но мало кто их применяет в своей жизни, хотя, казалось бы – как
легко избегнуть расплаты за свои грехи – всего лишь не осуждать других. Но для
многих людей это тяжелее совершения добрых дел, ведь для них осуждение ближних
и дальних – обычный стиль их речи и мышления. Стиль, от которого они не только
не хотят отказаться, но даже считают его морально оправданным, а себя – борцами
за правду. И как это диссонирует со всей христианской мыслью прежних веков.
Достаточно вспомнить святителя Иоанна Златоуста, одного из величайших церковных
проповедников, говорившего, что тот, «кто строго расследует чужие проступки, не
получит снисхождения к своим собственным».
Более того, согласно мысли древних подвижников
благочестия, осуждающий ближних не только отягощает свои собственные грехи, но
и лишается всякого воздаяния за свои добродетели: «кто удручает себя великими
подвигами, но уничижает согрешающего… тот губит этим весь свой подвиг».
В каждом из людей, встречающихся нам на жизненном пути православная традиция советует замечать доброе, чему
нужно подражать, а не злое, чего в каждом из нас достаточно. Преподобный Иоанн
Лествичник приводил такое сравнение: «как добрый виноградарь вкушает только
зрелые ягоды, а кислые оставляет, так благоразумный и рассудительный ум
тщательно замечает чужие добродетели… Безумный же человек отыскивает чужие
пороки и недостатки».
Почему же столь тяжек и опасен грех осуждения ближних?
Потому что осуждающий свидетельствует своими словами, что не исполняет
важнейшей заповеди Божией о любви к ближним. А ее отсутствие не могут заменить
никакие подвиги, никакие добрые дела, как говорит о том апостол Павел: «если я раздам все имение мое и отдам
тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.
13, 3). Более того, апостол говорит, что даже высокая личная духовность без
любви к ближним – лишена спасительной силы: «Если имею дар пророчества, и знаю
все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять,
а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13, 2).
Что же делать нам, когда видим грехи
ближних? Христос дает нам такой ответ: «что ты смотришь на сучок в глазе брата
твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? …вынь прежде бревно из твоего
глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5). То
есть, единственный способ исправления мира – это начать исправление самого
себя. Внимательность к своим, а не чужим проступкам не только покажет человеку
пути их исправления, но и научит снисхождению к проступкам ближних. Более того,
если мы последуем словам Спасителя, это будет лучшей проповедью Евангелия, не
словом, которое всегда можно оспорить, но самой нашей жизнью: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые
дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5. 16).
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.