Когда повсюду звучат призывы к революции, а на митингах скандируют "Зека геть!", возникает вопрос - а что же дальше? Что же на самом деле может изменить ситуацию в стране? Что необходимо Украине?
В продолжение разговора об инфернальности Украины и о бесполезности революции в сложившихся условиях, возник вопрос о причине всех бед Украины. Почему же у нас такой президент, такое правительство и почему всё плохо?Конечно, многие читатели и общественные деятели с горячей головой и быстрыми руками пытаются найти простой ответ на сложный вопрос. Но любой простой ответ или быстрое решение - это очередной шаг навстречу граблям. Так что же нужно Украине? Ответ я изложил в своей статье годичной давности, которая была опубликована на "Украинской Правде". Помните те времена? Налоговый Майдан, битва за единый налог, массы народу на площадях и, конечно же, "Ганьба!" Прошёл год с тех пор, но мне кажется, что статья стала ещё актуальней. Предлагаю её Вашему вниманию без изменений. ***
Человек часто нуждается далеко не в том, чего он сознательно желает. Это могут подтвердить практикующие психологи. Даже если человек очень хочет, всем сердцем, на самом же деле, ему необходимо что-то совсем иное.
Поразительно, но это правило распространяется и на общества, и на целые народы.
Чего желает украинское общество?
Этот вопрос приобретает особенную актуальность, когда в Киеве и по всей Украине с эпидемической скоростью распространяются революционные настроения. Чего же хотят люди?
Наши желанияКогда-то давно хотели государственной независимости и отстранения коммунистов от власти. Получили. Да ещё и разруху в придачу.
Сравнительно недавно на Майдане мерзли за честные и прозрачные выборы и ограничение власти президента. Сбылось – разочаровались.
Теперь предприниматели требуют сохранения единого налога, вето Налогового кодекса. Чего ещё? Возможно, отставки правительства, роспуска парламента. Кто-то снова хочет революцию здесь и сейчас.
Общественные деятели дальновидно хотят большего – демократии и установления гражданского контроля за действиями властей. Многочисленные эксперты и аналитики в неисчислимых публикациях агитируют за борьбу с коррупцией, расширение свобод, самоорганизацию, за сетевую коммуникацию, прозрачность и инновации.
Желаний много, они разнообразны. А что же на самом деле необходимо Украине, обществу и каждому из нас?
Наши потребностиДавайте подумаем вместе. Сколько надо демократии, чтобы вода в кране стала безопасной, дороги ровными, а чиновники – любезными? Какие должны быть налоги в стране, чтобы частные предприниматели на рынках перестали продавать некачественное китайское барахло под видом итальянских брендов, а супермаркеты – просроченные продукты?
Сколько законов надо принять, чтобы водители маршруток перестали относиться к пассажирам как к быдлу? Как развивать общественное сознание, чтобы пассажиры в метро относились друг к другу с внимание и уважением?
Что надо сделать, чтобы врачи начали лечить больных и заботиться о них, а не наживать деньги на болячках? Что должно случиться, чтобы цены стали адекватными зарплатам? И что, в конце-концов, должно произойти, чтобы мы каждое утро могли без стресса выходить на улицу, а вечером также без стресса смотреть выпуск вечерних новостей?
Может, нам нужна европейская интеграция?
Наибольший дефицитНа самом же деле, наибольший дефицит в Украине – не на демократию и свободу с реформами. Всё это – вторично.
Наибольшим дефицитом в Украине сегодня является Любовь.
Наши власти нас не любят. Они заботятся только о себе. Ведь только с такой мотивацией можно приобрести дорогой вертолёт для президента в самой бедной стране Европы.
Налоговый кодекс, против которого протестовали миллионы людей по всей стране – это яркий пример того, как могут приниматься законы без любви к гражданам, к тем, кто потом должен соблюдать эти законы.
Реформы проводятся без любви к стране, налоги собираются без любви к плательщику. Даже на выборы подавляющее большинство политиков идёт с чувством презрения к электорату, желанием как можно быстрее его «поиметь» и кинуть. А избиратель часто, руководствуясь чувством ненависти, голосует против, а не за.
Министры в своей деятельности преимущественно действуют согласно личным, корпоративным или олигархическим интересам и крайне изредка – интересом общественным.
Наша мэрия тоже не любит наш город. Она позволяет уродовать его исторический облик и застраивать небоскрёбами его живописные уголочки. И нас не любит – помните, как-то зимой мэрия просто перестала убирать снег и лёд с тротуаров, хоть это и сломало гражданам немало рук и ног…
Оппозиция… Она тоже любить не способна. Иначе её бы представители думали, как помочь предпринимателям в борьбе, а не как попиариться и возглавить протестные настроения.
Все политики говорят про любовь к людям. Но по их словам можно узнать, что такое лицемерие.
ЗеркалоВсё было бы очень просто, если бы ограничивалось тем, что власть не любит своих граждан.
Но общество на самом деле имеет ту власть, которую заслуживает. И никакая демократия и реформы не исправят ситуацию.
Общество не умеет любить. В погоне обогащением утрачивается человечность.
Вас не любят врачи, водители маршруток, продавцы товаров и услуг.
В давке метрополитена в час-пик присмотритесь к лицам людей – они красноречиво выражают то, что луди чувствуют друг к другу.
Вас не любят завистливые соседи, сотрудники, работники ЖЕКа. Даже тот, кто нацарапал мат на стенке лифта в вашем доме – он тоже вас не любит.
Большинство думает только про себя и лелеет эгоизм, как доминирующую форму успешного социального сознания.
Призывы к взаимному уважению, взаимопомощи и толерантности в обществе бессильны, если они не опираются на более глубокие чувства.
Примеры любви в нашем обществе ещё встречаются. У знакомых девочка заболела, необходимо было собрать деньги. И многие откликнулись, необходимые деньги собрали. Немало пожертвований было анонимными. Люди проявляли свою любовь, а не пиарились.
Бывают ещё проявления любви, когда в метро пожилым людям или беременным женщинам таки уступают место, а водители автомобилей пропускают пешеходов. Человечность ещё проявляет себя, но часто она уступает ценностям обогащения, успешности, брутального самоутверждения и гламура.
К чему это всё?
Да к тому, что общество, которое не умеет любить, не способно вырастить любящих политиков. Чтобы с ними не делали, какие бы процедуры и законы не внедряли, но политики будут оставаться эгоистичными паразитами на теле страны.
Результат закономерен: власть ненавидит свой народ, а народ проклинает власть.
События 22 ноября [2010 года] это только подтвердили: многотысячный Майдан, охваченный собственной озлобленностью и ненавистью, скандировал власти «Проклинаем! Проклинаем!».
Революция сознанияМожно отрицать каждое слово, написанное в этой статье. Можно продолжить требовать перемен, агитировать за демократию, толкать речи о свободе и правах человека, призывать людей к революции и кричать «ганьба!», но Украине сегодня необходимо не это.
Если в сердцах пустота, то все самые совершенные рациональные конструкции и рецепты будут мертвыми и не стоящими ни гроша.
Следующая революция, которая необходима Украине, должна происходить не на майданах. Её место – в головах и сердцах.
Каждому из нас пора снова научиться любить. Думать не только о себе, но и о ближнем, о соседях, об обществе, о своём городе и так далее.
Всё начинается с каждого из нас. Просто улыбнуться. Просто уступить место, просто помочь, просто не мусорить, просто не парковать машину на газонах… Или просто делать свою работу с душой, а не как-нибудь… Всё это очень просто, но последствия – глобальны.
Изменения коснутся всех сфер жизни – подъезды и улицы станут чище, маршрутки комфортабельней, товары – качественней, продавцы – приветливей, депутаты – честнее, а государство и общество – дружественней по отношению друг к другу.
Вот тогда уже точно отпадёт потребность протестовать на Майдане. Ведь никто даже не додумается принять закон, который нарушает интересы подавляющей массы граждан.
25 ноября 2010 года
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.