В Берлине продолжают обсуждать фильм «В субботу» - оптимистическую трагедию Александра Миндадзе, представляющую в главном фестивальном конкурсе Украину.
Человек за гранью нервного срыва! Этой теме посвящены и ей же подчинены сюжеты большинства конкурсных фильм на Берлинале. И особенно сюжет фильма «В субботу» Александра Миндадзе. А началось все с американского «Предельного требования» - ритмичного экономического триллера с Кевином Спейси и Джереми Айронсом, рассказывающего о маленьких людях, буквально раздавленных вестью о разыгравшейся трагедии, о которой пока кроме них никто не знает. Он как паровоз потянул за собой остальных конкурсантов. Следующий здесь за нервным срывом моральный выбор, и действия людей в экстримаьной ситуации – пожалуй, самое интересное. Многие иностранцы, посмотревшие «В субботу», задаются одним и тем же вопросом: «почему человек, узнав о трагедии, угрожающей его жизни, не бежит, спасая себя?». Тут сразу вспоминается «Час волка» Михаэля Ханеке, где разыграна условная катастрофа где-то в Европе, и показано как цивилизованные люди, не знавшие иного отхожего места кроме чистых, белоснежных унитазов, ведут себя как варвары, буквально пожирая друг друга. Такой способ спасти себя пожертвовав ближним. Ладно, можно списать на то, что у Ханеке фильм не вышел. У Миндадзе же – напротив, получилось грандиозное кино. Аж дух захватывает! В центре сюжета, как я уже писал, - маленький человек, частная трагедия на фоне вселенской. Частная трагедия как метафора вселенской, где Чернобыль символизирует некую невидимую, не бросающуюся в глаза трагедию, на фоне которой мы все живем, активно не желая в нее верить и признавать. В обще, как писал когда, кажется, Сартр: «банально предсказывать грядущую трагедию. Куда оригинальнее считать, что все уже произошло». Кажется так. Во всяком случае, смысл таков.
У Миндадзе все уже произошло в ночь с пятницы на субботу. Об этом, случайно, узнает молодой инструктор горкома (Антон Шагин) и рвется сначала спасать подругу (Светлана Смирнова), в которую тайно влюблен, а потом, после чреды событий, вроде того что барышня никак не может найти свой паспорт и у нее ломается каблук, оба оказываются не в поезде, как собирались, а на чужой свадьбе. Здесь все веселятся и пляшут в сласть, хотя жених, обнимая свою беременную невесту, уже понемногу догадывается, что случилось что-то непоправимое.
И свадьба, и сцена в которой гуляющие в субботу люди, непонимающе и заворожено смотрят на дымящий реактор, символизируют такой праздник общей беды. Отчаянный пляс на краю пропасти. Многие отказываются верить в происходящее, как американцы в одиннадцатое сентября, а иные даже радуются такому смертельному экстриму, устав от серости окружающей их рутины и собственного конформизма. К последним относятся свадебные лабухи, из которых и формируется костяк главных героев. Все это выглядит, как жизнь после смерти - жутко и упоительно одновременно. Эпиграфом к фильму могли бы стать слова Бунина, сказавшего однажды, что «никто не упивается так собственной погибелью, как русский человек».
За последние два дня я повстречал в Берлине массу всяких своих знакомых, каждый из которых что-то да говорил о фильме «В субботу». Одни восхищались, и признавали, что Миндадзе их глубоко перепахал. Сергей Лозница, к примеру, вообще сказал, что теперь намерен всех своих немецких друзей и знакомых водить на этот фильм. В Европе и Германии (принимавшей участие в копродукции) в частности, картина выходит в следующем месяце.
Иные жаловались на тошноту и головокружение во время сеанса. Весь фильм снят не знающей промахов рукой румына Олега Муту («4 месяца, 3 недели и 2 дня», «Счастье мое»), чья камера в буквальном смысле помогает влезть в шкуру главных героев и почти достичь нервного срыва. Но, не было ни одного человека, который остался равнодушным к фильму. Даже безумный француз, который спрашивал во время пресс-конференции у автора о том, почему его герои так много пьют в кадре и не боится ли он создать дурной имидж украинцам и русским, делал это с каким-то горящим взглядом. Тему с пьющими в кадре героями немедленно подхватили некоторые наши журналисты, видимо, следящие за всем происходящим в интернете. Приятель вчера рассказал, что ему позвонили из одного национального издания, и попросили рассказать, правда ли что в фильме украинцы показаны как пьющая нация, а у самого фильма нет сюжета? Люблю нашу прессу!
«В субботу» - первый патриотических фильм-катастрофа, снятый в современной Украине. И первый наш фильм о Чернобыле, где тема максимально раскрыта. Россиянин грузинскими корнями Миндадзе, сделал то, чего не сделал ни один из тех, кому стоило бы. Он рассказал о трагедии, ставшей одной из символов независимой Украины, и показал некий свойственный нашему менталитету трагический оптимизм. Это как если бы фильмы о Перл Харборе или там об 11-м сентября, сняли бы не сами американцы, для которых эти события – национальная трагедия, а кто-то другой. Или вестерны первым начал бы снимать Серджио Лионе, а не Джон Форд с Хоуардом Хоксом.
Сила и убедительность фильма, как тайфун сметающего все на своем пути, позволяет предполагать, что один из здешних медведей неизбежно достанется Миндадзе, а вместе с ним и Украине.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.