Власник сторінки
кинокритик, куратор киноклуба А КИНО
В Нью-Йорке сегодня утром в своем доме на 86-м году жизни скончался режиссер, сценарист и продюсер Сидни Люмет.
Похоже, на небе затеяли серьезную чистку в рядах людей, чьими руками делалось лучшее кино второй половины ХХ века. Шаброль, Шнайдер, Тэйлор, Гурченко. Сегодня не стало Сидни Люмета – едва ли не лучшего специалиста по психологическим поединкам в замкнутом пространстве, автора «Двенадцати разгневанных мужчин», «Убийства в Восточном экспрессе», «Телесети» и «Вердикта».
Он вырос в Нью-Йорке, где приобщался к художественному искусству, просиживая на репетициях и спектаклях в маленьком еврейском театре, в котором служил актером его отец. На сцене этого же театра случился его актерский дебют. Будущему режиссеру тогда было всего четыре года. Потом были Бродвей, легендарная студия Ли Страсберга и телевизионная поденщина, где молодой Люмет набивал руку. Он ворвался в большое кино экранизацией пьесы Рэдженальда Роуза, рассказывавшую о двенадцати судебных заседателях. И более чем за пол века в кино снял порядка сорока фильмов. Но запомнится Люмет не только своими «12 мужчинами», заставившими Генри Фонду встать перед молодым режиссером на колени; а прежде всего блестящей экранизацией пьесы Теннесси Уильямса «Орфей спускается в ад», в киноверсии получившей название «Из породы беглецов» (1960), где друг друга немилосердно переигрывали Марлон Брандо и Анна Маньяни; и двумя великими фильмами с Аль Пачино – «Серпико» (1973) и «Собачий полдень» (1975). Первый про патологически честного офицера нью-йоркской полиции, честностью своей нажившего себе кучу неприятностей, а второй про гомосексуалиста, который совершает вооруженный налет на банк, чтобы раздобыть денег на операцию по перемене пола своему любовнику. «Серпико» по сей день является эталонной полицейской драмой, хотя сама история скорее не про полицию, а про человека одержимого профессией настолько, что он становится ее заложником. Второй – скандален и сегодня, а в середине 70-х вообще вызвал настоящий фурор: в очередь за билетами выстраивалась не только видавшая виды манхэттенская богема, но и фермеры-гомофобы.
Свою последнюю теперь уже картину – «Игры дьявола» (2007) (в оригинале носящую имя «Пока дьявол не узнал, что ты умер») Люмет снял несколько лет назад, будучи уже 83-летним стариком. Но семейную эту драму он поставил с энергией двадцатилетнего. Да так, что «Игры», не размениваясь на дешевую слезу, сразу вышибают из зрителя дух. И это важнее всех наград этого великого человека, его шести номинаций на «Оскара» и полученной в 2005-м статуэтки за безграничный вклад в кино.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.