Приватизируя крупные объекты, власть больше не стремится заработать для казны максимальную прибыль. У нее своя цель - передать большую часть госимущества в руки избранных бизнесменов.
Для чего придуманы открытые конкурсы при проведении приватизации государственных объектов? Если считаете, что это делается ради получения максимальной выгоды от расставания с казенным имуществом, вы просто не интересовались, как проводят приватизационные конкурсы в современной Украине.
К примеру, недавно нашел нового собственника весьма лакомый объект - поставщик электроэнергии компания Винницаоблэнерго. Предприятие ушло с молотка по цене, лишь на 10% превышавшей стартовую. Такой низкой "марже" государство обязано действиям прокуратуры, которая фактически силой выбросила из участия в конкурсе одного из трех его участников.
В итоге подфартило Луганскому энергетическому объединению (ЛЭО), принадлежащему российскому бизнесмену Константину Григоришину. Именно ЛЭО досталось облэнерго. О том, отблагодарил ли Григоришин прокуратуру за устранение конкурентов, стороны умалчивают.
Однако вопрос не в том, что один олигарх выхватил лакомый кусок у другого, ведь "на манеже все те же" годами, а точнее, десятилетиями. Важно другое: в результате этого междусобойчика страна (то есть и бюджетники, и пенсионеры) недополучила такие необходимые ей и гарантированные законом средства.
И это лишь один эпизод - а есть и другие.
В январе нынешнего года, в ходе приватизационного конкурса по продаже госпакета акций еще одного поставщика энергии, Западэнерго, компания миллиардера-регионала Рината Ахметова стала единственной участницей конкурса и заплатила за приватизированный госпакет акций "аж" на 100 тыс. грн. больше его начальной цены. Почти то же случилось и с другим приобретением владельца ФК Шахтер - госдолей в энергогенерирующей компанией Днепроэнерго.
Не стала исключением из правила и приватизация телекоммуникационного гиганта Укртелекома. Его стоимость в кризисный 2008 год оценивалась в 24 млрд грн., а в начале 2011-го власти «списали» компанию без конкурса за 10,5 млрд грн. мифическим австрийцам. Если вы не видели этих австрийцев, не расстраивайтесь: скорее всего, они такие же австрийцы, как мы с вами. Сегодня в Австрии половина Кабмина прописалась - вот и тянут все в дом.
Условия сделки были прописаны так, чтобы свободного конкурса как такового не было. Искусственное ограничение круга претендентов свело их количество и качество к нужным параметрам. Более того, накануне объявленной правительством приватизации Укртелекома оператор остался без лицензии на международную и междугородную связь. Работа без лицензии абсолютно логично отпугнула потенциальных прозрачных инвесторов, понявших, что они лицензии могут не дождаться, даже если выиграют конкурс.
На вышеперечисленных компаниях власти не остановились: в первом полугодии этого года найдут своего заранее определенного владельца компании Донбассэнерго и Центрэнерго.
Какой была бы реализационная цена всех этих объектов, в случае реальной конкуренции на конкурсе? Об этом можно лишь догадываться. Более точными эти догадки может сделать история с продажей Криворожстали. Это предприятие продавали дважды: вначале, во времена президентства Леонида Кучмы, - отечественным бизнесменам, а после реприватизации, затеянной экс-премьером Юлией Тимошенко, - всемирно известной металлургической компании. Разница государственной выручки в первом случае была на $ 4 млрд меньше, чем во втором.
И когда нынешняя власть говорит, что в бюджете нет денег, она должна была бы объяснить, почему правительство устраивает такие аттракционы невиданной щедрости за наш с вами счет. Теневая приватизация четко объясняет, почему государственный бюджет пуст. Вопрос: чем правительство будет торговать дальше?
Участие прокуратуры в сортировке участников приватизационных конкурсов, а следовательно, в сбивании цены, красноречиво объясняет, почему Украина по инвестиционной привлекательности находится на последнем месте в Европе. А ведь кроме прокуратуры есть еще десятки органов, и все хотят кушать, ничего не делая для экономики страны.
Их совместные усилия привели к тому, что по данным ежегодного Индекса экономической свободы The Wall Street Journal и Heritage Foundation Украина заняла последнюю и худшую - 43-ю - позицию среди стран Европы. "Реформаторский" режим Президента Виктора Януковича в вопросе разрушения свободы предпринимательства опередил даже Россию с Беларусью.
И это не все. По итогам 2011 года Украина по свободе экономической деятельности оказалась на 163-м месте из 179 исследуемых стран в мире, вклинившись между Соломоновыми островами и Узбекистаном. В 2006-м страна была 117-й.
За год по индексу восприятия коррупции Transparency International Украина сместилась с 134-го места на 152-е. Впереди - Уганда, позади - Центрально-Африканская Республика.
По данным Европейской Бизнес Ассоциации, в четвертом квартале 2011 года доверие инвесторов к рынку Украины снизилось до рекордно низкого уровня, какого не было со времен кризиса 2008-го.
В 2011 году Украина потеряла семь позиций и переместилась на 152-е место в рейтинге благоприятности деловой среды (Doing Business 2012), который ежегодно составляет Всемирный банк и Международная финансовая корпорация.
Согласитесь, что с таким "прогрессом" восприятия Украины в мире не так далеко осталось до полной экономической и политической изоляции.
Как говорил теоретик либерализма Джон Локк, мысли человека лучше всего отражают его действия. Поэтому когда Янукович в очередной раз будет рассказывать о борьбе с коррупцией и приоритетах национальных интересов, главное громко не рассмеяться.
***
Эта колонка опубликована в №8 журнала Корреспондент от 2 марта 2012 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.