Вчера Верховная Рада проголосовала за закон, которым раскрыла информацию из госреестра по недвижимости чиновников. Этот закон позволит каждому гражданину, введя фамилию чиновника, узнать, какие у него квартиры, земельные участки, дома, автомобили, и когда эти объекты куплены/
На первый взгляд – это демократический шаг, направленный на прозрачность власти и возможности контролировать ее.
А какое практическое применение этого закона может быть для простого человека? Предположим, что Вы простой житель какого-нибудь украинского городка Асфальтонезнанска. Что может Вас побудить войти в реестры и искать недвижимость своего прокурора города (просто сейчас все эти алмазные видео-новости так популярны на украинском телевидении). Добропорядочные граждане не то, что не знают фамилию своего прокурора города, но даже не представляют, сколько вообще прокуроров в прокуратуре работают. Или это ж до какой степени нужно быть завистливым и злобным типом, чтобы садясь перед ноутбуком, потирая ладони, говорить себе: «Ага, сейчас я вас всех выведу на чистую воду» и давай вбивать все фамилии городских чиновников. Кстати, а списки откуда?
Идём по пути не чистого на руку госс чиновника, допустим в том же Асфальтонезнанске, некто Иванов, находит, что у какого-то налогового инспектора 8 квартир и 100 га земли. Что дальше? Куда идти с этой информацией? В прокуратуру, милицию, налоговую? Чисто информационно – конечно же, интересно будет узнать о закромах чиновников, а практически?
Об антикоррупционном бюро было сказано-пересказано…. Вот доступ к богатствам чиновников для анти коррупционеров, у которых есть законные методы борьбы – это да, это реформы и это реальная борьба, а наличие информации о сокровищах чиновников у дяди Васи – это пшик и повод поругать власть. Разве мы до сегодняшнего дня не видели тот автопарк джипов и люксовых авто, на котором приезжают на работу гос служащие? Видели. И что? Как там говорилось в старом фильме о честных советских милиционерах «Нету у вас методов против Кольки Сапрыкина». Вот и получается, что самое важное в методах, а не в информации.
Вот и получается, что открытые реестры – это не метод борьбы с коррупцией, и не механизм и не технология, а просто окно, через которое немного больше видно, нежели было раньше. А действительные антикоррупционные действия – это закон не об обнаружении, а о наказании. А обнаружение – это даже не полу-мера.
p.s. не так давно вся страна знала о том какой недвижимостью пользуется ей бывший президент и на территории какого заповедника живёт и охотится… все знали, но не было ни одного метода хоть что-то исправить и привести в русло закона и порядка.