Принимая решение вывесить в День Победы красные флаги, украинская власть думала вовсе не о ветеранах, а лишь стремилась понравиться Кремлю.
фото Reuters
Сегодня становится совершенно очевидно, что монополизация патриотизма в украинской действительности официальной властью, а также коммунистами есть прием политтехнологический.
Приходилось ли вам встречаться с патриотизмом, с настоящим - незаметным, искренним? Мне - приходилось. В конце 1980-х - начале 1990-х я служил в милиции, молодой старлей, потом - капитан. Приезжая проведать родителей в рабочий поселок под Херсоном, я часто встречал на трассе старика, который работал контролером междугородних автобусов. Ему было далеко за 70, высокий, худой, он задумчиво курил, сидя в своей будке на табурете. Пару раз я заговаривал с ним, он отвечал со свойственной старикам почтительностью к людям в погонах.
Однажды я спросил его о войне, глядя на орденские планки на старом пиджаке. Ветеран о подвигах распространяться не стал, и разговор повернулся на политику. Прошло больше 20 лет, а я как сейчас помню горечь в его словах: «Я старый человек, от меня уже землей пахнет, а мне моей Родины жалко!». Я относился к развалу Союза совсем иначе, но что-то возразить не решился. Подумал: не имею морального права перечить деду.
Были и другие встречи - и с ветеранами Советской армии, и с ветеранами- бандеровцами. Когда в разговоре доходило до самого главного, было видно: не врут, не красуются, не жалеют о своих поступках, готовы и сейчас не задумываясь рисковать жизнью за свою землю. Вот тут весь фокус и спрятан: не за какие-то политические партии, не за отвлеченные идеалы, а за свою землю.
Один из таких ветеранов - маленький, сухонький старичок, воевавший когда-то в УПА, а теперь живущий в Канаде священник православной церкви, в черной сорочке с белым воротником. С видом на жительство в кармане, гражданство канадское он так и не принял. При разговоре усидеть долго на месте не мог из-за осколка в позвоночнике. На вопросы о войне, вытирая слезы, отвечал, что воевал, был ранен, чуть не погиб. Ползком выбирался с поля боя, залепив рану хлебным мякишем и перевязав полотенцем, но все это "не заради брязкалець, а заради України!".
Мой дядька со стороны матери Константин из шахтерского поселка на Донбассе отправился на войну добровольцем и не вернулся. Сосед, с которым он призывался, попал в плен в начале 1942-го. И он рассказал, как дядька погиб. "Костя всегда высовывался вперед. Кто в разведку? Я! Кто доброволец? Я! Вот и в тот день - нас тогда немцы из окопов выбили. Все побежали, и я побежал. Пробегая, видел, что Костя еще отстреливался. Больше уже его не видел".
После освобождения Донбасса на дядю Костю пришло извещение: "Пропал без вести". Думал ли мой 19-летний дядя перед своей смертью о профиле Великого вождя всех народов на плакате или о красном стяге, реющем на ветру? Со стороны отца, из белорусской родни, еще трое моих дядьев пошли на фронт добровольцами, все стали офицерами после ускоренных курсов. Двоих забрала война. Не думаю, что они воевали "за Родину, за Сталина", поскольку были детьми репрессированного.
Смотрю на их фото: тонкие, одухотворенные лица интеллектуалов. Оставшийся в живых дядя Саша Подобед, который вернулся с войны с кучей орденов, стал потом главным режиссером Алма-Атинского драмтеатра. Официального коммуно-красного патриотизма во всех его проявлениях он сторонился.
Одним из таких патриотов был и мой тесть Павел Лепеха, дошедший в войну до Кенигсберга. Когда много позже, поженившись, мы с женой из поездок привозили ему гостинцы, Павел Николаевич с благодарностью брал в руки пакет, начинал разворачивать, и слышал дальнейшие комментарии:
— Классная рубашка, папа, бундесовая!
— Как это? — переспрашивал тесть.
— Дойче бундесрепублик. Западная Германия!
Тесть мрачнел, откладывал пакет в сторону, а на все вопросы "почему?" отворачивался и отмалчивался. Лишь однажды коротко бросил: "Я їх, б..дь, ненавиджу!".
Когда жена, смеясь, объясняла отцу, что сорочка польская или болгарская, главное «чтоб не была наша, потому что наши одно дерьмо выпускают», тот с горькой ноткой говорил: "Эх, Ира, не знаешь ты своей Родине цены".
Причем о Сталине и Гитлере тесть говорил со скепсисом: "Шо то паскуда була, шо то!". У моего не шибко грамотного тестя вопрос патриотизма пролегал в стороне от звезд, красных флагов и серпов с молотами - он воевал за свою землю, за свою семью, родных.
Такое отношение к казенному патриотизму я встречал у многих фронтовиков. Ни одного не помню, кто отмечал бы "роль КПСС в победе над немецко-фашистскими захватчиками" или подтверждал, что в атаку ходили с кличем "За Родину, за Сталина!".
Сегодня становится совершенно очевидно, что монополизация патриотизма в украинской действительности официальной властью, а также коммунистами есть прием политтехнологический. Это способ использовать чувство искренней, природной любви украинцев к родине для решения проблем, от этого чувства далеких.
Работает заданный алгоритм: вы уважаете ветеранов ВОВ и павших воинов? Значит, вы уважаете знамя Победы! Значит, вы должны уважать тех, кто призывает вывешивать его к празднику Победы! А те, кто выступает за вывешивание в этот день лишь украинских государственных флагов, - те против нас, те не патриоты, те враги! И работает эта формула довольно эффективно. Работает на раскол украинского общества.
Какое уж тут уважение к ветеранам? Это не уважение, а их использование.
После скандальных заявлений российского лидера Владимира Путина (вначале о том, что такого государства, как Украина, вообще не существует, а потом - что войну Россия выиграла бы и без помощи Украины) старания наших властей предержащих продемонстрировать лояльность к старшему брату с помощью инициатив вроде вывешивания красных флагов на 9 Мая выглядит как… Знаете как? Простите, но перед глазами возникает именно этот образ. Согласитесь, что после таких путинских заявлений красные флаги и георгиевские ленточки плохо ассоциируются с подвигом фронтовиков.
***
Колонка опубликована в №18 журнала "Корреспондент" от 13 мая 2011 года
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.