Одна из главных бед Украины, коренным образом отличающая ее от стран - мировых лидеров, - здесь, как в Средневековье, в грош не ставят жизнь и судьбу человека.
Выпустили Гелада Шалита, израильского танкиста, который пять лет был в плену, а теперь его обменяли на 1.027 палестинских заключенных.
Ну и что, спросит кто-то. Какое отношение имеет этот израильский солдат к нашей украинской жизни? Никакого!
Это как сказать.
Зависть - плохое чувство. Но иногда стоит и позавидовать. Ну, может, не позавидовать, а поучиться - это уж точно.
Я часто завидую Израилю.
Не собираюсь здесь исследовать проблемы ксенофобии, антисемитизма, жизни евреев в Украине. Это совсем другая история. Я о другом.
В спорах с моими знакомыми юдофобами я всегда старался проводить мысль о том, что евреи в любом случае достойны уважения. Их не обязательно любить, но отдать должное лучшим чертам их национального характера нужно обязательно.
Создавая с нуля собственное государство, народ Израиля четко знал, чего он хочет, был твердо уверен, что у него все получится, и не жалел сил для претворения своей мечты в реальность. А сил потребовалось много. Я имею в виду и многочисленные войны, и упорный труд по превращению безводной пустыни в сад, и борьбу за возвращение, то есть суперактивную пропаганду израильских успехов с целью привлечения как можно большего числа иммигрантов со всего мира.
Была разработана креативная пропаганда культа нового еврея, способного, в отличие от многих миллионов соплеменников, молча отправлявшихся в газовую камеру во время холокоста, бороться с оружием в руках, создавать свою страну. Этот культ занимал в идеологической составляющей государства оч-ч-чень важную роль.
А в основе механизма построения новой державы и создания нового человека лежало, как всегда, слово. Выведем за скобки природу идеологии сионизма, ее оценивать сейчас не время. Я хочу сказать о том, что для людей, съехавшихся со всего мира, объединенных этнически, все было не так просто. Национальность национальностью, а существуют еще и цвет кожи, и менталитет, приобретенный за время проживания в разных странах на разных континентах среди разных народов, и разный культурно-образовательный уровень. От этого легко не отмахнешься.
Вот тут и сыграло свою роль слово, а точнее язык, душа народа, как любим говорить мы в Украине. За два года после полутора тысяч лет забвения была сформулирована программа искусственного возрождения мертвого языка - иврита, на котором подавляющее большинство населения Израиля не умело ни разговаривать, ни читать, ни писать.
И возродили! Сегодня это государственный язык и язык повседневного общения, цементирующий съехавшихся в страну евреев из обеих Америк, Европы, Азии и Африки.
Так уж случилось, что государство Израиль расположено в окружении врагов, и дальнейшая судьба его не выглядит безусловно радужной. Но израильтяне борются и не думают сдаваться. Характер борьбы тоже оставим за скобками - не это тема разговора. Фокус в том, что они четко знают, чего хотят, знают, как это сделать, и что они за это готовы отдать.
Организацию и управление они всегда поручали и поручают лучшим - тем, кто на деле доказал свою преданность идее и стране. Во главе государства у израильтян с самого начала стояли люди, которые с оружием в руках отстаивали независимость страны, лично ходили в атаки и рейды, были ранены и пролили свою кровь на землю, которую защищали. Государство ценит тех, кто воевал и просто служил в армии. Привилегии для мужчин и женщин, прошедших через службу в вооруженных силах, серьезные и значительные: их выдвигают на государственную службу, предоставляют материальные льготы, просто уважают в обществе. Отнять эти льготы обманом никто даже и не помышляет.
Вот мы и подходим к Геладу Шалиту… Лет 20 назад, читая Александра Солженицына, я запомнил его фразу: самая высокая цена человеческой жизни - в Израиле. Услышав о возвращении домой израильского солдата, которого после долгих трудных переговоров обменяли на тысячу палестинцев, я вспомнил Александра Исаевича - прав был российский гуру. Израильтяне ценят и берегут каждого.
Вы, наверное, догадываетесь, почему я это пишу. Ну конечно же с завистью и грустью, и с мечтой - вот бы нам так.
Эх, вот бы у нас была такая национальная идея, чтоб все поверили и боролись, не отступая. Чтоб никаких "моя хата с краю", никаких "хай корова здохне, аби в сусіда дві", никаких "два украинца - три гетьмана"!
Еще мечтаю, чтоб и у нас не чинили препоны распространению украинского языка, разговаривали на нем и дома, и в офисе, и в госучреждении.
А во главе государства стояли не воровитые и ловкие, а умные и честные.
А само государство, чтоб в первую очередь заботилось о собственном проке и о собственном народе.
А если уж начнется, не дай бог, война, чтоб пеклись о своих солдатах, как о зенице ока. А случись попасть кому из наших хлопцев в плен, то чтоб пять лет искали, просили, угрожали и выторговывали, а потом согласились обменять одного на тысячу. И чтоб встречали потом, как победителя.
И жили б мы припеваючи.
Пусть тогда называют нас, как хотят, - хоть жидами, хоть хохлами.
За такую страну, думаю, и воевать будет не страшно, и умереть не жалко.
***
Эта колонка опубликована в №42 журнала Корреспондент от 28 октября 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.