За белым кроликом уже давно никто не ходит. Двигаться нужно по синей стрелке
Я в крайне сложном положении. Я же не могу и правда хотеть, чтобы кто-то вот прямо сегодня взял и оступился в горах. Но что же мне делать, если за весь месяц так и не случится ни одной спас-работы?.. Я даже подумываю, не должно ли в горах что-нибудь произойти со мной, чтобы эти мужественные парни меня спасли? So romantic)
Благо, у спасателей есть и другие обязанности, позволяющие направить мою энергию в мирное русло.
- У нас колёса прикручены вообще?
- Ну, я прикручивал, да.
- А пульт от лебёдки взял?
- Взял.
- А перекус какой-то?
- Печеньки.
Печеньки. За целый день. Они питаются парАми кофе и сигаретным дымом. Но у них стальные мышцы и железная воля. Они - ловцы человеков, последняя надежда тех, кто попал в беду (с). Они - спасатели контрольно-спасательного пункта Судака (работают от Карадага до Караби-Яйлы).
На жёлтом они жмут на газ, а не тормоз. Наши люди.
У нас - спецзадание. Мы едем в лес.
- Смотри, только аккуратно: рулём может запросто руки сломать. Когда начнутся колдобины или на камень, на ствол наедешь, - руль вырвет из рук. Нам регулярно выбивает пальцы.
- Хорошенькая перспектива!
Даже не знаю, кто кого больше развлекает: я спасателей или они меня. Я усажена за руль УАЗика, который еще не успел остыть от ралли "Х-Крым Трофи 2013". Двое суток без сна. Из 48 экипажей до финиша доехало только 18.
- Давай я не буду тебе помогать и подсказывать. Давай ты сама.
- Но я же никогда не была за рулём такого автомобиля!
- Давай-давай. Я мост включил.
Надо было пригласить партнером проекта какую-нибудь клинику: к травмам, нанесенным в Обсерватории, добавился ушиб костей запястьев и кровавые мозоли на пальцах обеих рук :) Но как же это было… невероятно!
Одно дело - любоваться водителем, который мастерски справляется с рытвинами любой глубины, камнями и стволами любой ширины, удерживает машину практически в вертикальном положении возле обрыва, а другое - проделывать всё это самой! Впервые! Под шуточки и улюлюканье спасателей. Они, конечно, спасатели, но даже не представляю, как бы они спасали нас в процессе полёта в пропасть.
- Ну хотя бы не смешите меня! - подавала я жалобные признаки жизни в попытках преодолеть очередной S-поворот. Руль действительно был крайне самостоятелен и несколько раз своими разделительными "полосами" нешуточно долбанул меня по запястьям: здесь я ощутила, какие хрупкие у человека кости.
- Закипаем, - констатировал Герой, протерев пальцем от пыли приборный щиток.
Тем временем начальник Контрольно-спасательной службы всего Крыма ждал нас в условленном месте, не предполагая, что один из его отрядов в прямом смысле находится в хрупких женских руках.
Вот это тряска! В такие моменты я жалею, что я - женщина и у меня есть грудь. Перетряслись даже мозги: предполагаю, что после такого вполне могут поменяться местами воззрения :)
Чудом. Но мы на месте. Руки держат форму руля.
- Орешек будешь? Я тебе даже почищу, - подшучивают надо мной.
- Основная задача "марки" - чтобы её было видно метров за 20-30, - рассказывает Владимир Мельников, Главный Крымский спасатель. - Нам предстояло за 2 дня промаркировать 2 маршрута для горного туризма под условными названиями "красный" и "синий".
- Промежуток установки марок - 50-100 метров. На тропе желательно ставить через 50, но если свернуть некуда, можно и через 100-200.
Маршрут пролегал через места партизанской активности Второй мировой: восстановленные землянки или памятные знаки о том, что таковые здесь когда-то были. Ящики с патронами. Пластиковые цветы, говорящие: "Помним".
- Почему не переименовать маршрут? - недоумевала я. - Ну как он может называться просто порядковым номером? Ведь если дать ему название, связанное с войной, гораздо больше людей захочет его пройти!
- Это отчасти и политический вопрос, - объяснял Владимир. - Крымские татары воевали против партизан и, назови мы сейчас маршрут во славу последних, - возникнет напряжение.
- Ребята, на повороте ставим "марки" в прямом и обратном направлении. Если поворот налево, - рисуем стрелку на дереве справа. И наоборот. На одном и том же стволе рисовать нежелательно - лесники могут спилить или ещё что…
После нанесения "марок" нужно расчищать кустарник и ветки, которые метки закрывают. И так каждые 50 метров на 35-километровом маршруте.
- Есть санитары леса, а есть парикмахеры, - со знанием дела говорит Игорь. - Где мой секатор?
- Сейчас же штрафы подняли за вырубку, - информирует Бяша. - Это за вырубку. А за самовольную маркировку - вообще расстрел.
- Если отсюда, снизу, то надо вон то обрезать.
- Обрезатель ты… Второго разряда.
Я тоже попыталась что-то там пообрезать и пообламывать - после первой же ветки обнаружила свою руку в крови.
Мы прервались на кофе.
- Правильно, есть такая традиция: две марки нанесли - обед.
- Ты давай, шиповник экологически-чистый рви быстрее, - не дает мне расслабляться Бяша.
Давно я так не плакала от смеха. В цирке даже близко не было так весело. В КВН по сравнению с этими лесными импровизациями, все сценки - искусственные. А здесь, когда слаженно "отжигают" трое спасателей, - просто бери, записывай - и на сцену. Но мне не хотелось записывать: я УЖЕ была зрителем и просто смеялась.
Наши УАЗики проезжали над пропастью во… грабах. Наконец, грабовый лес сменился буковым.
491 метр над уровнем моря.
- Последний раз тропы маркировались в 80-х, когда ещё было развито советское туристическое движение. А сейчас маршрутами заинтересовались европейцы. Вот проставим метки, потом займемся евро-столбиками.
Один наносит метку, двое, как водится, комментируют:
- А что это там красненькое?
- Это враги, конкуренты.
- О, бутылка из-под водки валяется. Что, лесники пьют?
- Нет, они просто разбрасывают.
- Это медведи.
- Надо было взять розетку и прикрутить к дереву по приколу. Туристы бы телефоны начали засовывать.
- И для правдоподобности написать что-то вроде 36 вольт. Кипятильники не включать.
- Та давайте наоборот запутаем всех туристов. Они заблудятся, обратятся к нам, а мы их за деньги будем спасать.
Прелесть последней шутки в том, что в ней нет ни доли правды. После развала СССР спасатели работают на добровольных началах, не получая за это ни копейки.
- Неужели люди вас не благодарят за спасение?! Вы же жизнь им спасли!
- Ну, как правило, у них и денег-то при себе нет.
- Ну а что, потом не приносят?
- Ну, бывает, заходят, благодарят. Коробку конфет подарят или дадут там 100-300 гривен… Ясно, что не ради денег мы этим занимаемся…
- Раньше получали удовлетворение от работы. Приятно помочь хорошему человеку. Но в последнее время всё больше неблагодарных стало встречаться. Вот залез он куда-то - и сидит. Час проходит, другой. Если ему повезло, он смог до кого-то дозвониться или докричаться, его услышали, сообщили нам, мы выезжаем. А ведь могли же люди и не услышать его крики! Приезжаем. Лезем к нему. И тут слышим: "А чего вы так долго? А дайте воды! А я буду на вас жаловаться!"
- А недавно был товарищ, который залез туда, куда добраться практически нереально. Там вообще нет троп - только тропы животных. Дикие места, сплошные обрывы. Человека там реально рассмотреть только в бинокль. Этот товарищ полез в гнёзда хищных птиц - за птенцами, чтоб потом на пляже с ними за деньги фотографировать. Думаешь, приятно браконьеров спасать? Но спасли же… Мы не рассуждаем - просто делаем.
690 метров.
Ставим метки. Обрезаем ветки. Расчищаем тропу от упавших деревьев. Убираем камни.
- Бойся! - предупреждает Бяша, отбрасывая особо крупный ствол.
786 метров.
Меня подкармливают дикорастущим кизилом. Сами едят дикие поднятые с земли груши, приговаривая: "Они не грязные - они экологически-чистые".
Привал. Простые вкусы: крепкий черный чай без сахара, булик. Простые цвета: голубой и ржаной. Разве может быть что-нибудь лучше?
- А что это за дерево?
- Это граб.
- Нет, рядом?
- Это? Это… толстостволый мелколист :)
Так они и шли: один с топором, второй - с секатором, третий - с краской. И я с айфоном. С измазанным краской айфоном - нормальный спасательный телефон.
- Эх, надо было на том дереве метку ставить…
- Нормально! Если тропу будет хорошо видно, теряется элемент экстрима!
Выпь обозначила криком границу дня и ночи. Облака в форме акульих плавников прочерчивали небо, напоминая, что где-то здесь есть ещё и море…
Дальний. Ближний. Зажигалка. Затяжка. Выдох. Мы закончили. На сегодня.
* * *
Когда я ходила в горы, меня регулярно спрашивали: "Зачем тебе это? Для чего ты поднимаешься на вершины? Ради адреналина?" Я не находила, что ответить, настолько далёкими от истины были предположения моих приятелей. Этого не объяснить. Если не чувствуешь сам, объяснять бесполезно. Разве что "парня в горы тяни - рискни".
Бытует мнение, что среди альпинистов - сплошь социально не адаптированные личности. Люди, которые не смогли (или не захотели, что в понимании "социалов" приравнивается к "не смогли") добиться общепринятого "карьера-зарплата-дом-семья-машина". Теперь у меня есть основания предполагать, что это не совсем так. Но об этом - в следующих постах.
* * *
Пока же спасатели со всей бережностью обрабатывают мои ушибы и растяжения. Мазь подействовала, и теперь я снова могу держать в руках чашку) Я гадаю на кофейной гуще: "Интересно, что сегодня случится интересного?.." - (с) Пятачок.
Другие рассказы автораМесяц 5. Крымская астрофизическая обсерватория. Космос. Земля. Человек.
Наблюдение №1. Телескопы, телескопы, а я маленький такой
Месяц 4. Общество защиты животных. Животные: твой тест на человечность.
Месяц 3. Музей Івана
Гончара. Зазирнути в своє минуле і віднайти своє майбутнє.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.