История не любить сослагательных наклонений. Но, можно только представить себе, что бы было, если бы вместо «создания Святой Руси» дали возможность создаться среднему классу.
Во времена моей молодости, когда мы еще только начинали привыкать к понятию «самостійна Україна», я имел возможность побеседовать с человеком, который пережил Советскую власть. Именно, так и было. Мой собеседник родился в 1896 году, как бы сказали, в «типичной крестьянской» семье. Но, что было не типично, он окончил четырехклассную церковно-приходскую школу с похвальной грамотой, и, что уж совсем не типично, с двенадцати лет пошел работать подмастерьем портного. Во время Первой мировой войны, он успел поучится и в школе унтер-офицеров, и получить боевое ранение на фронте, и крест Георгия. Дальше революция, гражданская война. В 1930 году он попал в ГУЛАГ. В то время он работал рабочим на заводе «Арсенал», но для раскрутки дела Промпартии нужны были «вредители», вот комсорг цеха и проявил бдительность. Хотя, может из-за того что он попал в «первую волну террора», в 1938 году его уже выпустили. Потом Вторая мировая война и в начале немецкие концлагеря, а потом советские концлагеря. В 1958 году он вернулся в родное село, перекрестился и поехал опять на Север на заработки, и был рад, что он в колхозе не числился, тогда паспорта колхозниками не выдавали. В 60-х годах, вернулся в Украину. Работал до восьмидесяти лет и потом на пенсии, «Да, разве за ее проживешь». Может потому, что судьба так сложилась, а может по всеобщей советской привычке, которую можно описать кратко – «программа «ВРЕМЯ» (и музычка, помните?), в свои преклонные годы, он любил читать и слушать политические новости, и когда началась перестройка, это было для него отдушиной — и поговорить можно, и порассуждать. Когда распался СССР, он только и сказал: «Сдохли эти засранцы, а вот я еще живу». Умер он в 1994 году, немного не дожив до ста.
Может, не о том мы с ним говорили. И вообще для истории, или понимания истории, мнение одного человека, даже очевидца, это всегда субъективное мнение. Но, теперь уже по-прошествии многих лет, отдельные его слова и высказывания, заставляют по новому взглянуть не только на прошлое, но и подумать о будущем.
Странные вопросы и еще более странные ответы
Насмотревшись фильмов и начитавшись книг о гражданской войне, было просто невозможно не задать вопрос: «За красных или за белых?»
Ответ во многом в то время был неожиданный: «Семью кормить надо было». А ведь, действительно, это факт. Это в кино все красиво и благородно, все герои, все воюют. А где брать еду, если все воюют?
Насколько я понял со слов моего собеседника, до конца 1920 года не было ясно, кто победит. Белые, красные, какая разница, все с одной шайки-лейки. Причем масть, в то время меняли часто. По мере изменения власти.
К слову. Когда у них в селе делали колхоз, им из райкома партии прислали председателя колхоза, о котором мой собеседник сказал: «Он за Петлюру командиром был».
Вовремя поменять политическую окраску это не предательство, а это просто традиция украинских революционеров.
Непосредственно вопрос «Почему произошла эта революция? И почему она была такой кровавой?», мы не обсуждали, но отдельная информация о жизни до и после, бытовые зарисовки позволяют понять, почему эта революция не могла не быть.
Может это для кого-то покажется прописной истинной, а может и по-другому, но Русь времен Царя-Батюшки имела одну очень верную черту: «Слишком много бедных и очень мало богатых и совершенно нет середины».
Батрак, работая поденно, получал за работу пять копеек за день плюс харчи со стола нанимателя. Русские промышленные магнаты обладали миллионными состояниями. Поручик царской армии получал жалованье около восьмидесяти рублей и за пять-восемь рублей за месяц мог нанять прислугу. Средняя заработная плата рабочих считались около 24 рублей. Хотя рабочая аристократия, специалисты высокого класса, могли получать по 40-50 рублей. Инженер имел оклад более 130 рублей. Учитель гимназии мог рассчитывать на оклад 80-100 рублей. Самая низкая заработная плата чиновника начиналась с 20 рублей в месяц. А вот член Государственной думы получал 350 рублей, а член Государственного совета получал 1500 рублей.
Но проблема была не в том, что одни получали много, а другие мало, а прежде всего в том, что те же высшие чиновники или промышленники кичились своим богатством, показывая, или точнее, напоминая народу, что есть элита, которой все нипочем, и для них главное это шик и бахвальство.
Знаете ли Вы, что лихачами в те времена называли элитных извозчиков. В отличие от «ваньков» (извозчиков для народа) лихачи имели очень холеных коней, шикарную пролетку. Если «ваньки» брали за проезд по Киеву десять-пятнадцать копеек, то лихач меньше рубля не брал. И ехал лихач по Киеву с ветерком, чтобы народ по улице шугался и убегал от копыт коней, чтоб все видели, едет барин.
Офицеры царской армии весь сезон носили перчатки. Как правило, они были лайковые и дорогие. Нужны они были отдельным представителям славного русского офицерства только для того, чтобы в перчатках давать зуботычины солдатам, а потом отдать денщику, чтобы тот отчистил их от крови. Пачкать руки об солдатскую физиономию русскому офицеру было зазорно.
И я так понимаю, таких бытовых зарисовок было много и они, создавали тот мир ненависти и злобы одних на других.
Были случаи, когда из низов выбивались в верхи, но это было так редко, что не удивительно, что эти события всегда были темой для обсуждения и пищей для написания умных книг об успешных людях. Чаще всего выбиться в высшее сословие было очень сложно, ибо само сословие не очень хотело принимать новых. Есть один интересный исторический факт, хотя и из другой эпохи. Сын фельдмаршала (это потом он стал генералиссимус) Суворова стал генералом в тринадцать лет. Сами понимаете, не потому, что его отец был фельдмаршал, а за большие организаторские и военные успехи, которые он достиг, играя в «войну» в барском саду. Почему-то многие генералы и полковники русской армии хвастались своей родословной и рассказывали, что их отцы и деды тоже были генералы и полковники и при этом забывали сказать, что они сами стали полковниками и генералами благодаря только тому, что их деды и отцы ими были.
Мой собеседник не в большом восторге был от Советской власти, но и Святую царскую Русь не жаловал. Насколько я понял, что когда рухнула царская власть, это действительно был шок и восторг неописуемый. Ибо появилась надежда, что теперь можно было из своего сословия «вырваться» достичь чего-то нового, а не всю жизнь прозябать в нищете и ненавидеть господ лютой ненавистью. Так что нечего удивляться, что гражданская война была такой жестокой, это был бунт, месть за все прошедшие времена, когда бунтовать не разрешали, а только восхваляли «вечные устои государства».
История не любить сослагательных наклонений. Но, можно только представить себе, что бы было, если бы вместо «создания Святой Руси» дали возможность создаться среднему классу. Не уничтожать его в зародыше, не душить его налогами и произволом чиновников, а именно создать условия, чтобы он появился и был бы главным классом страны. А не нищие люмпен-пролетарии, с одной стороны и господа на лихачах, с другой стороны.
Не везет ни царской России, ни современной России и Украине со средним классом. Что тут поделаешь…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.