24 декабря граждане России "перешли Рубикон". На проспекте Сахарова в столице собрались более 120 тысяч митингующих. Подобные высказывания в свой адрес власти приходилось слышать лишь в лихие 90-е.
Москва встретила суровым климатом и предновогодней атмосферой. Накануне акции протеста 23 декабря, на улицах столицы невозможно было отыскать ни единой агитации в пользу оппозиции либо призыва о поддержке запланированного митинга. Основная пропаганда развернулась в сети. 30 тысяч пользователей Фейсбука и более 15 тысяч юзеров Вконтакте подтвердили свое участие в митинге.
Оппозиционная "Новая газета", цитируя недовольных результатами выборов, дала прогноз в 50-60 тысяч участников акции, которые соберутся на проспекте Сахарова. В итоге, количество протестующих перевалило за 120 тысяч человек.
Безусловно, для 10-миллионного мегаполиса цифра не столь значительна. Но стоит отметить, что события разворачивались не в стране ЕС либо США, где принципы демократии занимают главенствующие позиции.
Режим дал трещину. В этом уже никто не сомневается: ни местное население, которое мерзло в декабрьский день, скандируя "Долой Путина !". Ни сама власть, отупев от чувства вседозволенности, безнаказанности и шальных миллиардов рублей заработка благодаря добычи энергоресурсов.
Наверное, это была первая за последние десять лет демонстрация в России, когда милиция не применяла силы против митингующих. Нельзя сказать, что они были с народом, но и открыто против него также не выступали.
Над площадью беспрерывно кружил вертолет, то ли фиксируя происходящее, то ли гулом своего пропеллера, создавал психологическое давление на протестующих. Последние были настроены весьма оптимистично и на митинг шли, как на праздник. У многих белые ленточки по аналогии с оранжевой символикой на Майдане. В руках транспаранты, не столько программного характера, сколько воплощение народного стеба над властью. Впервые за десять лет у населения появилась возможность открыто высказать о правительстве все недовольство, которое накопилось в течении долгого периода.
Для того чтобы пробиться к сцене, демонстрантам следовало приложить немалые усилия. И в этом прослеживается первый промах организаторов митинга. Ранее им удалось получить разрешение о том, чтобы люди могли пронести термосы на территорию проведения акции. Металлоискатели и два кордона милиции создавали существенное препятствие тем, кто стремился попасть в гущу событий. При этом, каждый участник должен был предоставить для проверки все металлические вещи и дополнительно пройти через металлодетектор.
Что касается самих протестующих, публика была абсолютно разная. Костяк составили предприниматели и представители среднего класса, а также молодежь студенческого возраста. По своему духу акция до боли напомнила события на Майдане в 2004 году. Лично я не встретил ни одного пьяного. Говорить о проплаченных участниках - вообще нелепо. Под всеми лозунгами и призывами протестующих можно провести один знаменатель - "достали !".
Основная хитрость со стороны властей состояла в том, что покинуть митинг было гораздо легче, чем попасть на него. Завидев столпотворение из-за установленных металлоискателей, многие не решались пробиваться ближе к трибуне, хотя за кордоном места было достаточно. Для покидающих акцию были организованы несколько широких выходов. Также полицейские создали живую цепь, выделив для уходящих с митинга дополнительную полосу вдоль шоссе.
Согласно предварительной договоренности, власти отказались от введения в город внутренних войск. Но обилия полицейских с лихвой хватило для того, чтобы полностью контролировать ход мирного собрания. Из вооружения удалось рассмотреть лишь дубинки, а курсанты были и вовсе налегке. Правда, в одном из двориков отыскалась спецтехника, которой мог бы позавидовать украинский "Беркут". За этот снимок, сидевшие внутри полицейского "Хаммера" чуть не отобрали камеру, требуя удалить фотографию.
Очередным промахом организаторов было отсутствие намерения закрепиться надолго. Митингующие мерзли и к 17:00 начали расходиться. Ораторы не смогли долго удерживать аудиторию. Появление на сцене светской львицы Ксении Собчак, экс-министра финансов в правительстве Путина Алексея Кудрина, бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова, вызывали неоднозначную реакцию со стороны публики. В основном, выступающих сопровождали дружным свистом и всеобщим негодованием.
Накормить народ также было некому. Среди бесплатных угощений митингующие могли насладиться лишь чаем с небольшим количеством бубликв.
От оранжевого цвета рябило в глазах и мучило чувство ностальгии. Негодование Майдана-2004 стало копиркой проспекта Сахарова - 2011. Мне удалось
записать характерный комментарий одного из участников акции. Его можно понять, возглавляя департамент крупной российской компании "Евросеть", ему известен не понаслышке произвол власти в отношении с бизнесом.
В целом, демонстрация носила не столько политическую окраску с конкретными требованиями к правительству, сколько воплотила народный стеб над надоевшей государственной верхушкой. Возможно, похожие компоненты имеет одесская "Юморина", которую организовывают каждый год 1 апреля: дружная атмосфера, смешные карикатуры, острые фразы и житейская ирония.
У народа пока еще не пробудилось чувство того, что он может реально повлиять на власть. При этом, каждый осознал, что в состоянии публично и не оглядываясь по сторонам, высказать свое "фе" в адрес неугодных руководителей страны. И никакая, даже сверхмощная силовая машина со всем полицейским аппаратом, не в состоянии остановить необратимый процесс в российском обществе. Ведь, в конце концов, вместе с населением власть также "кинула" и армию страны.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.