Быть богатым уже пошло - Юрий Шевчук

04 січня 2013, 10:19
Власник сторінки
Журналист
0
Быть богатым уже пошло - Юрий Шевчук

Лидер ДДТ ждет эпоху Неовозрождения

За рок-фестиваль в новогоднюю ночь на Майдане Таврийским играм отдельное спасибо. Вывести из традиционного попсового формата "Здравствуй, дедушка Мороз, борода из ваты…" главную площадь страны - это, согласитесь, круто. И подтверждением тому более 200 тысяч человек, которые предпочли морозный воздух и живой звук групп Mad Heads, ТНМК, Друга Ріка, ДДТ, Братья Карамазовы, Воплі Відоплясова клонам Галкиных и Киркоровых, оккупировавших под Новый Год практически все украинские телеканалы.  Ну а программа ДДТ - это вообще отдельная тема. От саунд чека до самого выступления, которое лидер ДДТ никак не хотел завершать. Судя по всему, Юрий Шевчук такого кайфа не ловил давно. Хотя оно и понятно - уникальный коктейль из атмосферы реального Нового Года, энергетики Майдана и неподдельной радости тысяч людей можно отведать только раз в 365 дней. И только в Киеве. Такого в сентябрьских студийных записях новогодних, простите, «огоньков» не достичь никогда… Единственное, что обломало Шевчука во время общения перед концертом в гостиничном кафе, так это запрет на курение…

- Юрий Юлианович, не смахивает ли выступление ДДТ под Новый Год на Майдане Незалежности на участие в таком себе большом корпоративе на государственном уровне?

kiyany.obozrevatel.com

- Мы приехали праздновать Новый Год на рок-фестивале. А на корпоративах мы не играем. Я считаю, что рок-н-ролл это музыка свободных, а свободных музыкантов я в ресторанах не видел. Так что здесь другая вечеринка - хорошая рок-н-рольная тусовка. Поэтому мы и приехали к вам на Майдан.

- Вы выступаете на Новый Год в Киеве на Майдане. В это же время наши «Kozak System» выступают на Красной площади в Москве. Эдакий культурный обмен. А вам не предлагали выступить на Красной площади?

- Нас как-то приглашали. Я отказался.

- У Евгения Евтушенко есть известная строчка «Поэт в России больше, чем поэт». С учетом того, что сегодня у вас происходит, Шевчук в России больше, чем Шевчук?

- Больше любого поэта, художника, музыканта, актера или режиссера все же сама Россия. И Украина больше. А мы всего лишь люди по сравнению с этими гигантскими пространствами, в которых можно полностью утонуть.

- Когда вы приезжали с туром в честь 1020-летия крещения  Руси, в котором вместе выступали российские и украинские музыканты, то сказали, что главная цель тура – помочь избежать духовного разъединения между Россией и Украиной.

- Да. Много людей верует. Много людей не верует. Это личное дело каждого. Но духовные корни у нас одни. Правильно диакон Андрей Кураев сказал, что Киевская Русь это мать всей Руси. Важно, чтобы все это помнили.

- Прошло уже несколько лет. Как вы считаете, насколько помог ваш тур посвященный Крещению Руси, не дать России и Украине духовно разъединиться? Особенно если учесть, нынешнюю сложность политических отношений двух стран…

kievnews.glavcom.ua

- Это зависит от нас с вами. Нам нужно больше говорить. Вытаскивать из себя людей. И, чтобы эти люди, которых мы из себя вытащим, постоянно встречались, общались, понимали друг друга. Политика приходит и уходит, а народы остаются. Наши внуки должны дружить так же, как мы дружим сегодня.

- У нас недавно на одном из центральных украинских каналов выступал Вася Обломов…

- Хороший парень! Вася - один из самых интересных молодых ребят.

- Среди молодежи практически нет тех, кто помнит время, когда можно было включить какой-нибудь центральный российский телеканал и услышать ДДТ. Насколько реально, чтобы на российском телевидении выступали такие артисты, как Вася Обломов?

- В эту новогоднюю ночь наш концерт будет показан на телеканале ДОЖДЬ. Это альтернативный канал. Так, что не будет в России плясать одна попса. Конечно, хотелось бы больше живой музыки в эфире.

- Кроме вас, Васи Обломова, телеканала ДОЖДЬ, есть сегодня еще какая-то альтернатива попсе в России?

- Борис Гребенщиков как-то сказал, что альтернатива - в филармонии (смеется). Иногда слушаешь рок-н-ролл и уже не понимаешь, что это. Альтернатива ли это, или те же самые песенки про любовь? Про то, что ниже пояса… Со всеми вытекающими гламурными тусовками и прочей ерундой. Но на самом деле альтернатива есть. Есть много отличных ребят. Например, для меня открытие прошлого года - это группа The Retuses. Они так спели Есенина, что я просто опух в самом хорошем смысле этого слова. Интонации нежнейшие, чистые, как родниковая вода. Очень хорошие интеллигентные ребята. Я даже их приглашал на один рок-фестиваль в Питере, так они мне понравились. 

- То есть, попса еще не всех задавила?

- В Петербурге больше тысячи рок-групп. В Киеве, я думаю, не меньше. Просто они, почему-то неформат для акул шоу-бизнеса. Но, их всех можно увидеть и услышать в интернете. Интернет, слава Богу, выручает.

- Насколько возможны на сегодняшний день в России концерты подобных неформатных групп?

kiyany.obozrevatel.com

- Концерты возможны. Но для массовой публики рок-н-ролл, к сожалению, стал элитарной музыкой. В отличие от 80-х, 90-х годов рок-н-ролл перестал быть массовой музыкой. Мы недавно объездили всю страну и это чувствуется. Сейчас мы наблюдаем падение культурного уровня. Нынешнего зрителя воспитало в основном телевидение. Этот зритель приходит на концерт только за развлечением. Покупает билет и говорит – Ну, клоун, развлекай меня. А рок-н-ролл, в моем понимании, это немного другое. Мы ставим какие-то вопросы бытия, связанные с нашей жизнью, с социальным в нас, с любовью в нас. Рок-н-ролл в своей элитарности стал как джаз. У молодежи, с которой я общаюсь после каждого концерта, сегодня первый вопрос – Что ты слушаешь? И потом уже люди общаются. Это как раньше спрашивали – Что ты читаешь? Если девушка кроме Муму ничего не читала, я, будучи молодым человеком, как правило, сразу отходил в сторону. Или если она не знала Rolling Stones, я говорил – Ну-у-у-у, тетка, ты даешь. И уходил. Так же и сейчас. Культура стала нишевой. Это явление двадцать первого века. Есть готы, рэперы, артхаузники, Я даже думал, - появись бы сейчас Владимир Семенович Высоцкий,  накрыл бы он все слои населения своей харизмой? Был бы он сейчас так же популярен, как был популярен в Советском Союзе? Тогда, все-таки, мы читали одни и те же книги. Жили в одной стране. Поедали одни и те же плоды общей культуры. И человеческие отношения были похожи. И социальные отношения были похожи. Сейчас общество разорвано. Поэтому представить какого-то Джона Леннона или Высоцкого или Цоя, который бы накрыл всех, уже, наверное невозможно. Потом, возможно, все объединится в какую-то эпоху Возрождения, которую я жду. Я жду эпоху Неовозрождения.

- Вы уже можете объездить всю страну с концертами? Разве вам не запрещали выступать в Омске, и Тюмени?

- У нас иногда бывают проблемы, но мы их решаем. Если нам осенью запретили концерты в Тюмени и Омске, то вот буквально месяц назад мы все-таки победили. Дали эти концерты, и публика была довольна.

- Когда рок-музыка зарождалась, она была музыкой протеста. Сейчас рок это протест или просто музыкальный жанр?

- Мы как-то говорили об этом с Артемием Троицким, который, на мой взгляд, является одним из самых глубоких музыкальных критиков. (Хотя, сейчас, его больше потащило в сторону политики. Я как-то слушал радио «Эхо Москвы» - Артемий ругает власть, а ему – Скажи, что-нибудь про музыку? Артемий – Какая музыка? Отстаньте. – и продолжил дальше рубиться с политикой). Так вот - есть несколько причин, из-за которых изменился рок-н-ролл. Первая причина – рок-н-ролл изначально это отход молодежи пятидесятых-шестидесятых годов прошлого века от классической, высокой культуры, которая не спасла мир от людоедства второй мировой войны. Потом - рок-н-ролл это новые технологии: гитара с фузом (эффект искажения звука – Е.Р.). Третье – рок-н-ролл сделали дилетанты. Люди, которые не знали правил игры: что можно, а что нельзя. Четвертое - это последнее столкновение титанических культур – африканской музыки блюза и европейской мелодики. Было много факторов, я не знаю, есть ли они сейчас. Сейчас вроде все есть. Все варят суп. Но, пока, какого-то мощного нового объединяющего возрожденческого направления я не вижу.

- Может быть, это связано с историческим контекстом?

- Конечно. Та молодежь протестовала против тех нелепых, казуистских условий, ханжеских условий выживания общества. И мы тоже пошли в рок-н-ролл по этой причине. Сейчас молодежь опять начала увлекаться рок-музыкой именно из-за социальных причин. Потому, что это все-таки музыка протеста. Много бунта и протеста против опять навязываемых условий игры. Человек жаждет любить человека, а ему говорят – люби предмет. Люби холодильники, машины, огромные цветные телевизоры. Люби своего начальника. Люби своего президента. Я рад, что закончились нулевые годы, с их цинизмом и жаждой накопления, которые необходимо было прожить и Москве, и Питеру, и Киеву.

- Что, неужели цинизма стало меньше?

- Конечно! Сейчас молодежь совершенно другая. Для продвинутой молодежи, как в Москве, так и в Питере, быть богатым уже пошло. Сейчас у развитой молодежи, в том числе и в Киеве, дорогие мобильники, машины и так далее вызывают отторжение. Люди уже наелись этим. Я знаю детей богатых родителей, которые живут в коммуналках, занимаются поэзией, творчеством. А в нулевые музыка была циничной - то ли рок, то ли попса, непонятно…

- Ваша последняя программа «Иначе»…

lovi-moment.com.ua

- Нет, не последняя. Я сейчас пишу новый альбом. Уже написал порядка десяти песен. Песни пишутся, слава Богу. В «Иначе» конечно грузно все, там мы конечно заморочили. А сейчас у меня начались какие-то веселые, мягкие песни. У меня всегда так.

- Ок. Но в любом случае, «Иначе» сильно отличается от того, что вы делали раньше.

- Да, мы хотели свежака. Мы же пошли в рок-н-ролл не для чеса. Нам интересно что-то новое. В этом и заключается творчество. Сейчас из меня выходит какой-то совершенно другой альбом – легкий, инди-рок. Я слушаю много музыки. Я не из тех дядек, которые тащатся только от Deep Purple. Да, это было, в свое время. Но, мне сейчас интересна музыка Arctic Monkeys или Coldplay. Хотя и Coldplay уже старье. Вот Ник Кейв недавно к нам в Питер приезжал. Это очень современная рок-музыка. Очень серьезная.

- Когда вы осенью приезжали в Киев, то напели как бы эскиз песни «Последний блогер». Есть уже окончательный вариант?

- Она еще сыровата, нужно развивать музыку. Там только куплет–припев – куплет-припев. Но, я из тех людей, которые не бояться выдавать сырое. Можно посмотреть со стороны, и сразу увидеть, чего не хватает.

- Если бы вы могли кого-то виртуально наградить за 2012 год из музыкантов, музыкальных журналистов, кого бы вы наградили?

liveinternet.ru

- Я бы наградил всех музыкальных журналистов, которые серьезно пишут о музыке, которые пытаются сделать серьезный объективный анализ. Такого анализа не хватает. Этого не хватает музыкантам. Просто брать альбом и промывать ему все кости. Это важно. Кстати, ваши киевские журналисты сделали классный анализ нашей программы «Иначе». Российским это не по зубам оказалось. Мы обязательно повесим эту статью у себя на сайте.

- А какой вопрос вам еще не задавали журналисты? Какой вопрос вы бы сами себе задали? И что ответили бы?

- Вопрос по большому счету перед нами всеми стоит один… (пауза) Этот вопрос очень серьезный, очень интимный. (пауза)… С одной стороны простой, а с другой очень мощный и глубокий. (пауза)…Наверное, каждый из нас его себе задает, а ответ не находит. И в этом вся прелесть… Я ответил так же витиевато, как Борис Гребенщиков. (смеется)

- Вы как-то сказали, что хотели бы встретиться с Михаилом Ходорковским, и спеть ему. Чтобы бы вы спели российскому заключенному номер один?

- И Михаилу Ходорковскому, и Платону Лебедеву я много чего спел бы. Каторжанских песен я знаю немало. Этой осенью у нас, кстати, был благотворительный концерт в Крестах, в питерском следственном изоляторе. Две с половиной тысячи ребят там парятся…

- В свое время вы пытались встретиться с Андреем Сахаровым, когда он был в ссылке в Горьком. А что бы вы спели Андрею Дмитриевичу, если бы смогли встретиться сейчас?

- Я не знаю. Что я пою, то, наверное, и спел бы. У меня, вот, есть новая песня:

Они взломали мой мозг,

Но ничего не нашли.

Мой мозг - аптечный киоск,

Он далеко от земли…

 

И дальше еще такие слова:

 

Для бюрократов - мертвец,

Для радикалов - кефир.

Мне б с партизанами в лес,

И там беречь этот мир…

(полностью эту песню услышали те, кто был в Новогоднюю ночь на Майдане или смотрели трансляцию по телевидению – Е.Р.)

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.