Окончание эксклюзивного интервью легенды русского рока Алексея Романова для читателей Корреспондент.net (начало см http://blogs.korrespondent.net/journalists/blog/raimanelena/a103032)
-
Алексей, у вас были не самые простые отношения с советской властью. Восточная
философия выручала?
- Я просто нормальный парень, больше меня ничего не
выручало.
-
Однако, когда вы в 83-м 9
месяцев сидели в Бутырской тюрьме по обвинению в частном предпринимательстве,
то медитировали и даже научились отрываться от пола.
- О-о-о-о-! Это было клево. Для этого надо оказаться в
одиночной камере на несколько суток. Это было очень странное место: сначала я
шел за грибами, потом они за мной…
- Так вы умеете левитировать?
- Конечно. А вы что, не умеете? Ведь на самом деле это
легко. Надо только оказаться в одиночной камере. На третьи сутки оторветесь от
пола. По полу движется солнечный зайчик, наблюдайте за ним и отбросьте все
остальное. А потом просто исчезает гравитация. Превращаешься в чистый разум. Но
следом за этим нужно понять, что твое тело - это сплошные достоинства. Эта
прекрасная тушка - самое лучшее, что у тебя есть. Ведь наверх принимают очень
подготовленные души. Нам, дуракам, здесь лучше. Это кайф. Там, за пределами нет
кайфа, нет понятия радости, удовольствия…
- А что же там
есть?
- Я не знаю. Я только одной бровинкой попал туда. Но меня
вернули пинками.
- Благодаря
восточной философии вы стали человеком спокойным, неторопливым, но вас все же
тянет на сцену?
- Разумеется. Если меня окончательно просветлит, то мне
никакая гитара уже не будет нужна.
- А откуда еще
берется искра, когда уже наизусть знаешь все песни, когда восторг публики
становится привычным?
- Азарт, Лена, азарт. Я всю жизнь был артистом. Я же еще
совсем маленьким, когда ни хрена про себя не знал, уже пел.
А сейчас я просто
знаю очень много слов и что-то о себе воображаю. Но на самом деле, я, когда на
сцене, то по-прежнему волнуюсь. Мне страшно, когда я на сцене.
- Вы до сих пор
боитесь выходить на сцену???
- Да, когда я выхожу на сцену, я не совсем в себе уверен.
- Это с вашим-то
именем, статусом и опытом?
- Ну, выхожу я с эдаким статусом и что?
- Но ведь даже
если где-то будет что-то не так, уже ведь никто не заметит?
- Это правильно, вы умница. Но я до сих пор, еще не
достиг этих крайних звездных высот. Мне все-таки проще быть реальным пацаном.
Очень интересно, что происходит в башке, когда – «Я звезда!»… Это же диво дивное. Артист еще от горшка два
вершка, а уже Навуходоносор, владычица морская и все такое.
- Говорят, что
вы сейчас изучаете историю России?
- Присматриваюсь.
- Пытаетесь
понять, откуда ноги растут?
- Лен, чем дальше, тем хуже. Читаю Салтыкова-Щедрина.
Написано про нас. Это мы. Вот такие вот. Изменились только фасоны, а внутреннее
содержание то же самое. Страшное, непонятное, темное, тупое, покорное и злое.
Очень страшно. Это можно описать словами, и от этого еще страшнее. Мне по
темпераменту ближе Чехов, но его мне читать еще больнее. Салтыкова-Щедрина я
читаю как Льва Толстого. А Чехов, как ровесник мне. Мне просто больно.
- А что должно
произойти, чтобы изменилась советская ментальность?
- Нам всем надо поехать в Испанию (смеется). Не знаю, но
как-то будет. Ведь не было еще ни разу, чтобы никак не было. Как-нибудь да
было. У нас очень много интересных людей, никакой Джон Леннон не сравнится.
- И это говорит
битломан? И кто же сейчас в России круче Леннона?
- Дело не в крутизне. Но есть ребята поинтереснее. Хотя
бы Юрка Шевчук. Я пытаюсь учить английский язык и вижу, что Джон Леннон - очень
темпераментный неуч. В отличие от Юры Шевчука, который интеллигентнейший
человек, мудрец и мыслитель.
Пол Маккартни - весьма буржуазный субъект.
Несмотря на свою тонкость и музыкальность. Но он, в отличие от Шевчука, не
светоч. А Юрка взял на себя эту миссионерскую деятельность и тянет, тянет и
тянет изо всех своих Юркиных сил. А что
касается Джона, то я действительно его поклонник. Он интересный, он прикольный.
Они вообще все прикольные. Так вышло, и нам страшно повезло. Потому что групп
было очень много, и было много невероятно талантливых и потрясающих
исполнителей. Но эти были самые смешные.
- Была эпоха
битлов, а какая эпоха сейчас? Да и есть ли эпоха?
- Музыка была чем-то великим, чем-то невероятным в
послевоенном времени. В 60-е годы все танцевали твист.
Такого не было никогда и
уже не будет. Это не может продолжаться бесконечно. Музыка не может быть
постоянным фетишем. Музыка стала попсой. Откуда она вышла, туда она и
вернулась. Виниловые пластинки, кассеты, потом МР 3, уже многое
растиражировано. Та же фотография - уже не чудо. Чудо - это мастерство
художника: того, кто дерзает писать масляными красками, или выступать живьем,
выходить с гитарой и общаться с людьми, хорошо петь и играть. Это клево и этому
надо учиться. А вообще при помощи компьютера сейчас можно и оперу сочинить, и
картину нарисовать. Мне было за тридцать, когда я наконец-то «услышал»,
прочувствовал классическую академическую музыку.
Это невероятное ремесло. Какие
шедевры из этого выходят! Точно так же, когда мне было двадцать лет, я вдруг
услышал турецкую музыку. Раньше для меня это было что-то ишачье, а потом вдруг
я просек, что все это очень эмоционально и интересно. И пошло – турецкая,
арабская, индийская музыка. Мы можем оказаться без книг, как у Брэдбери – раз,
и нет. Но, нам все равно будет, что рассказать друг другу. И музыка родится
заново. Знаете, Лена, мой дедушка Мугбиль Гасанович работал переводчиком в
Наркоминделе. Однажды приехали японцы, а с ними не было переводчика. Мугбиль
Гасанович говорит: «Пусть они поговорят полчасика, я пойму». Через полчаса он
начал переводить. А он был переводчиком с персидского, азербайджанского,
турецкого, английского и немецкого. Там (показывает вверх) уже все есть, мы
ничего не придумали. Просто мы очень коллективные. Поэтому музыка для нас так
важна, как и язык, и культура. Это то, благодаря чему мы это мы. Мы можем о
чем-то трепаться. Мы можем что-то придумывать. Но это все над нами. Это все уже
есть.
- Музыканты могут
обходиться и без языка. Достаточно начать играть, чтобы вы уже друг друга
поняли, даже если говорите на разных языках?
- Да, это верно.
- За счет этого
вам намного проще жить, чем остальным?
- Ну, что значит проще? Лен, если есть интерес, мы
договоримся. Я не знаю языков, но я спокойно выхожу на улицу, где угодно. Дайте
мне немного времени, я обнаглею и договорюсь. Я найду, где купить, узнаю,
сколько стоит, как добраться и так далее.
-
Что, и в России спокойно выходите на улицу? А как же назойливость фанатов?
- Это моей супруге очень нравится, когда мы бредем по
Италии, и вдруг набрасываются с автографами. Моя Лорочка в полном восторге. Но
я не настолько популярен, чтобы они мне надоедали. Я спокойно езжу в метро.
Знаете, мы с Женькой Маргулисом ходили по московским пивным лет пятнадцать
назад.
К нему пристают, а ко мне нет. Он говорит: «Теперь ты понимаешь, что я
не могу выходить на улицу просто так?» А
вот у меня никаких проблем. Может, еще не заслужил такого внимания…
- У вас в роду
кто-нибудь был музыкантом? Или только переводчики?
- В семье все пели. Дед Романов, например. У него, как
положено, происхождение пролетарское...
- Странно, фамилия
Романов не совсем ассоциируется с пролетариатом…
- Да, но тем не менее, концы все спрятаны. Прадед
Александр Петрович Романов… Судя по
фотографиям, то ли они брали одежду напрокат, то ли действительно были
аристократами (смеется). А Николай Александрович Романов, кроме того, что был
прекрасный спортсмен, брал музыкальный инструмент и тут же на нем играл. Со
стороны матери азербайджанские предки. Там вообще все были артисты. Мамина
сестра - колоратурное сопрано. Музыка всегда была в доме. Но у меня не было
никакой музыкальной школы. Я был обычный московский школьник. Родители
работали, и я был предоставлен сам себе. Мы с мальчишками воровали морковь на
колхозных полях, а потом всех накрыло. Все до единого стали битломанами.
Мы
были совсем еще маленькие. Был железный занавес, и было очень любопытно поймать
что-нибудь на коротких волнах. Рок-н-ролл был тем, что тогда было нужно. Это же
была идеологическая диверсия, в том числе и для Америки. Было глобальное
помешательство.
- А вам не
кажется, что интернет несколько отдаляет людей друг от друга, общение сводится
к лайкам и перепостам?
- Мне когда-то было девятнадцать лет. Не было никакого
интернета. Но у меня не было много друзей. Были приятели, подружки, с которыми
мы виделись каждый день в институте. Потом начали обзаводиться семьями и
немного отдаляться друг от друга. Я пошел в почтовый ящик на работу
архитектором. Мы могли по полчаса трепаться по телефону с приятелем прямо на
работе. Сейчас этого нет. Все немного по-другому. С родными и близкими людьми
мы точно так же недостаточно ласковы и внимательны, как и прежде. А интернет
это классный инструмент.
- Но он
затягивает, садишься в тот же фейсбук и не можешь вылезти.
- Значит, есть время. А это значит, что мы очень хорошо
живем. Нам не надо это время тратить на добывание пищи. А, значит, грех
роптать.
- Вообще,
музыкантам интернет дает массу преимуществ. С одной стороны вам стало невыгодно
выпускать альбомы, но зато у вас есть YouTube, куда вы всегда можете выложить свое
видео и музыку.
- Сварганить все это дома, попросить приятеля, живущего
где-нибудь в Нью-Йорке сыграть на гитаре, а потом это поставить в YouTube, без задней мысли, сколько
нам за это заплатят. Нам это не надо, мы просто хотим похвастаться.
- Вы тщеславны?
- А как же иначе?
- А сразу так и не
скажешь.
- Лен, это здоровое чувство. Это то, благодаря чему мы
пытаемся друг другу нравиться. Художник всегда тщеславен.
- Ваш друг Евгений
Маргулис, с которым вы ходили по московским пивным, коллекционирует музыкальные
инструменты…
- У меня для этого квартира маловата. Я иногда даже думаю:
«Зачем мне столько гитар»?
- И сколько же их
у вас?
- Одиннадцать.
- А какая была
первая?
- Мой папа сперва купил мне семирублевую гитару. Родители
увлекались цыганщиной, романсами и мечтали, чтобы я аккомпанировал, а на
пианино денег не было. Но я, изображая Элвиса Пресли, эту гитару уничтожил. Так
что следующую я уже выпрашивал сам. Она была на полтора рубля дороже. Но она
уже была мне нужна смертельно. Это был 1966 год.
- А откуда
возникло гениальное название вашей первой группы «Ребята, которые начинают играть,
когда полосатый гиппопотам пересекает реку Замбези»? Прямо Сальвадор Дали
какой-то…
- С неба упало. Уже было поздно быть хиппи, но еще рано
было быть панками. Поскольку студенты архитектурного института очень разумные
люди, мы понимали, что занимаемся музыкальным шарлатанством. Поэтому и такое
название. Помните Путешествие Гекльберри Финна у Марка Твена? Он путешествовал
на плоту, и там были два урода, которые давали представления. Они, не дожидаясь
окончания представления, собирали деньги, делали что-то непотребное на сцене и
смывались. У нас было ощущение, что, занимаясь рок-н-роллом, мы делаем то же
самое. Потом по-русски первыми запели Скоморохи с Градским, следом за ними
Андрюшка Макаревич. И оказалось, что петь по-русски не стыдно.
До этого казалось,
что русские стихи не кладутся в ритмику. В конце концов, дошло, что это
авторская песня – поющие поэты. Кто-то лучше сочиняет, кто-то хуже. Есть
внутренняя необходимость вот так вот повыпендриваться. Есть замечательный
инструмент – гитара – который можно взять с собой хоть на луну. Нет гитары,
дайте пианино, я сбацаю и на нем. Я музыкант, я разберусь.
- Вы перестали
быть поэтом, но вам все еще нужно играть. Или есть что-то в поэтических
загашниках, а мы просто об этом не знаем?
- Лен, поэзия - это высокое ремесло. Есть действительно
чудесные поэты – Бродский, Кушнер. Я туда не полезу. Если меня прошибает чем-то
поделиться, что-то рассказать, я сделаю. Я сочиню, поскольку еще обладаю
некоторой техникой. Потому что давно этим интересуюсь, и могу из плохого
стихотворения сделать хорошее. Но это должно идти из глубины душевной. У меня
нет там такой бездонной пропасти, из которой лились бы прекрасные стихи. Зачем
я буду выдавливать это из себя? Я делал тексты на заказ, на этом основании, я
могу сказать, что я умею это делать, но мне это очень не нравится. Мне кажется,
что любое художество - это волшебство. Я в какой-то момент остановился. Кто-то
не остановился, кого-то прет по сей день. От кого-то я в восторге, а от кого-то
нет. Есть люди моего возраста, есть постарше, которые пишут и пишут, и пишут, и
пишут прекрасно, но никто их не знает…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.