Гениальный альбом можно записать и на кухне, - лидер Zdob si Zdub Роман Ягупов

07 жовтня 2013, 14:32
Власник сторінки
Журналист
0
3538
Гениальный альбом можно записать и на кухне, - лидер Zdob si Zdub Роман Ягупов

Эксклюзивное интервью для читателей Корреспондента с фронтменом самой знаменитой молдавской рок-группы

- Роман, в следующем году группе «Zdob şi Zdub» двадцать лет. Как будете отмечать?

- Никак. Я даже свой день рождения очень часто не отмечаю. Для меня каждый день - праздник.

- Но ведь ежедневный праздник не помешал вам достаточно помпезно отпраздновать десятилетие группы в Кишиневском Национальном Дворце.

- Это был для нас суперстресс. Так что лучше мы вместо этого напишем классную песню. Или остановимся во всей этой гонке, и уедем с гитарами и барабанами куда-нибудь на берег океана, Знаешь, - мы были в Лиссабоне с концертом для наших земляков. И ездили к океану. Совсем другое впечатление. Океан это не море. Хотя можно и в избушку в Карпатах. Я очень люблю природу, она восстанавливает после концертов.

- С чего все начиналось? Как появились «Zdob şi Zdub»?

Концерт в Docker Pub 22 сентября 2013 года.

- С группы «Санта Мария». Она возникла во время перестройки, на руинах Советского Союза, в пригороде Кишинева, в поселке Страшены. Мы все учились в одной школе – барабанщик Толик, я и бас-гитарист Михай. Чуть позже переехали в Кишинев, где и познакомились с нашим будущим директором и продюсером Игорем Дынгой. Он пел и играл на гитаре, и был руководителем группы «Cuibul». 90-е годы были очень интересны в музыке. Было очень много групп. Это было переломное время. Сейчас таких концертов нет. Не было денег, но было все. Когда мы вошли в Кишиневскую рок-тусовку, у нас уже было другое название – «The Noise». Нас заметили и предложили сделать профессиональную демозапись. Вот тогда мы и записали свое первое профессиональное демо на английском языке. После этого прошли отбор на фестиваль «Учитесь плавать» в Москве. Это и стало переломным моментом – мы попали на большую профессиональную сцену. К тому времени мы решили поменять название на молдавское «Zdob şi Zdub». Мы записали альбом «Hardcore Moldovenesc» полностью на русском языке, кроме одной песни, в которой были фолк эксперименты. Начались первые концерты - поездки в Москву, профессиональная сцена. Тяжелые дороги и осознание, кто мы и что играем.

- Какие были ощущения, когда вы первый раз вышли на сцену перед большим количеством людей?

- Была истерика. Ощущение того, что мы попали в телевизор. Тысячи людей! Это было как в сказке. Попали на большую сцену и почувствовали себя артистами, на песни которых очень здорово реагирует толпа.

- Сколько тебе было лет?

- 21 год.

- Насколько ты был готов к тому, что ваша группа в такие сжатые сроки станет известна?

Концерт в  Docker Pub

- Для меня это был очень большой стресс. Нужно было писать тексты, давать интервью, нужно было что-то вещать со сцены, а мне нечего было сказать. То, что люди видели на сцене, не соответствовало моему внутреннему наполнению. Но людей это не волновало. Их волновала энергия. А у нас был шквал энергии на сцене, потому что мы должны были обязательно прорваться. У нас уже не было дороги обратно в деревню Страшены. Мы должны были кричать больше всех. Но потом появились первые проблемы.

- И какие же у вас были проблемы?

- А мы не знали, что делать дальше - куда идти, какую музыку играть. Мы увидели тот мир, который видели только в экране телевизора - прокуренные клубы, трое суток в пути по дороге в Москву и обратно, грязные поезда, холод, мизерные гонорары, конкуренция. А еще мы поняли, где находится настоящая индустрия той музыки, которая нам нравится - в Штатах, Британии, Германии.

- Усталость от всех этих проблем не появилась?

- Нет, появились сомнения – А тем ли я занимаюсь? Когда я в юности ходил с гитарой по улице в рваных джинсах, у меня было ощущение, что я гений. Я не знал, что все ходят с такими мыслями в голове (смеется). Хорошо, что у нас был менеджер. Если у нас были какие-то сомнения, он говорил – Ребята, работайте, пишите демо, делайте новые песни, репетируйте. Мы начали экспериментировать с фолк-музыкой, с народными инструментами и потихоньку начала формироваться та группа, которую знают сегодня. Мы записали очень интересную пластинку «Tabăra Noastră», на которой попробовали пару номеров не в своем стиле. На этой пластинке записали песню Олега Скрипки «Танцы». Сыграли с группами «Red Hot Chili Peppers» и «Gorky Park» на Красной площади. Это был знаковый концерт – годовщина MTV. Таким образом мы стали известными в тусовке, и молодежь уже знала, что есть такая группа «Zdob şi Zdub». А потом мы увидели фильмы Эмира Кустурицы, услышали саундтреки Бреговича, и поняли, что балканская волна начинает набирать обороты. После этого мы записали такие песни как Nunta Extremala – тяжелые гитары с народными балканскими мотивами. 

Такого никто не делал на постсоветском пространстве. Тогда же мы начали экспериментировать с английским и молдавским языком.

- Насколько легко было переходить с одного языка на другой?

- Нелегко. Я учился в русской школе. Румынский не был моим родным языком. Потом было предложение поучаствовать в трибьюте Цоя. На этом трибьюте мы спели песню Цоя «Видели ночь». 

Она полностью изменила ход истории нашей группы. От нас ушли одни поклонники, но пришла новая публика. Когда мы выпустили новый концептуальный этно-рок альбом «450 овец», уже все смешалось. Мы сделали классную пластинку, а ее многие вообще не знают – А, это те, которые «Видели ночь»… А это те, которые тяжелая группа, но уже не тяжелая…

- Т.е. вы стали заложниками песни «Видели ночь»?

- Понимаешь, ведь в жизни, тебе же никто не говорит, как надо жить. Правила жизни никто не пишет. До сих пор некоторые музыканты из нашей группы думают, что мы играем какой-то стиль, не осознавая, какой стиль мы сформировали и как нас воспринимает публика. Наша последняя пластинка доказательство тому. Этот альбом на английском языке это полный сюрреализм.

- Так что, теперь ваш стиль - это сюрреализм?

- У нас не сюрреализм, у нас группа, которая преподносит себе сюрпризы. Группа, которая пишет песни абсолютно бессознательно, только на чувствах. Мы не можем продумать концепцию. Все наши пластинки получились разные по стилю. Наш последний альбом «Basta Mafia!» мы сделали в двух вариантах – на английском и румынском языке. 

Я тебя удивлю, но человек, который пишет для нас тексты на нашем родном языке, живет в Киеве. Это Андрей Копоц. Я ему подаю идеи, и у нас вместе рождаются тексты. Михай, бас-гитарист сочиняет какие-то музыкальные фрагменты, делает аранжировки. Альбом «Basta Mafia!» был записан в Германии. В нем много экспериментов с мелодией и текстом.

- Качество записи в Берлине лучше, чем в Кишиневе?

- Да. Но, ты знаешь, все относительно. Можно гениальную пластинку записать и на кухне. А можно потратить миллион долларов, поехать в Лондон на Abby Road, и записать абсолютно никому не нужный неинтересный диск. На пластинке главное сила, вера и время. Если ты затронул время, в котором ты сейчас живешь, тогда в этой пластинке есть энергия и суть этого отрезка времени. Иногда известная группа записывает альбом, но в нем нет магии. Я считаю, что в каждой нашей пластинке своя магия есть.

- Вы два раза были на Евровидении. 

Я слышала, что после этого вы стали национальными героями у себя в Молдове, и вас даже наградили медалями?

- Да, недавно я рылся в документах и нашел медаль. Но я отношусь к этому с иронией. Молдавия маленькая страна, там нет большой конкуренции. Мы просто всегда старались не терять попусту время. А кто верит в свое дело, тот получает плоды. Мы группа, которая не имеет никаких стереотипов и рамок. Нас либо любят, либо ненавидят (смеется).

- Ты изначально русскоязычный. Насколько комфортно сейчас находиться в Молдове русскоговорящим?

- Ты знаешь, нормально. Национальный, языковой вопросы возникают какими-то волнами. Как и у вас, в Молдове тоже есть силы, которым это выгодно. Но у меня уже сейчас настолько все смешалось, что я говорю и на местном молдавском диалекте, и на русском, и, если надо, на цыганском, и на английском. Каждый язык это достояние планеты. Но политикам по-прежнему удобно на этом спекулировать.

- Ты говорил о саундтреках Бреговича к фильмам Кустурицы, А что у вас в этом направлении?

- Одна из песен нашего последнего альбома была спета как саундтрек для документального фильма «Mama Illegal» - «Нелегальная мама». Это история семьи, которая распалась из-за того, что мать уехала на заработки в Италию. Некоммерческое, очень тяжелое кино. Еще мы делали музыку для мультфильмов в Молдове. Кстати, сейчас нам предложили использовать одну из наших песен в мультфильме по мотивам русских народных сказок. Там будет сцена про каких-то «продвинутых» разбойников, в каком-то замке, где будет звучать какая-то угарная балканская песня. Вообще, писать музыку для кино очень интересно. Но для этого нужно полностью в этот процесс погрузиться. 

- Вы объездили уже много европейских стран. Где тебе легче было работать?


- Мне не нравится, когда легче.

- Ты любишь сложности?

- Да. Когда публика на все согласна, все в восторге, интервью и комплименты – Какие вы хорошие, какие вы талантливые – то артист не чувствует сопротивления, он умирает. Мне наоборот, нравятся гастроли, например, в Германии, где не проходят расслабленные концерты, где так много групп, и они так здорово играют, что ты выходишь на сцену как натянутый нерв. Ты должен доказать, что ты не хуже. Вот это мне нравится. Есть фестивали, где играют группы высшего пилотажа, и они заставляют быть в форме и идти вперед.

- Ты как-то говорил мне, что мечтаешь создать супер шоу. Насколько твоя мечта близка к своему исполнению? Каким будет это шоу?

- Для меня шоу это, как спектакль в хорошем театре. Где все продумано, начиная от первой секунды до последней. Хотелось бы сделать какой-то нестандартный перформанс. Знаешь, я просто обожаю цирк Дю Солей. Вот это тот уровень, та магия, когда зрители забывают о времени…

- То есть ты хотел бы быть режиссером настолько масштабного шоу?

- Нет, но я хотел бы хотя бы сделать не просто рок-концерт, а продумать именно перформанс на сцене. Было бы классно, если бы это был спектакль с какими-то стихами, пантомимой. Сам фольклор Карпат, Румынии, Молдавии, Хорватии настолько богат музыкой и историей, что я даже предполагаю, что скоро возникнет какой-то отдельный формат узнаваемого именно балканского шоу. Выходить и привычно играть концерт мне уже не интересно …

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Журналисты
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.