Украине стоит внимательнее взглянуть на причины экономического кризиса, который поразил Беларусь, чтобы не заразиться от нее этим опасным вирусом
Возможен ли в Украине белорусский сценарий девальвации национальной валюты, сопровождающейся потребительской паникой, дефицитом товаров первой необходимости, километровыми очередями на заправках? Споры вокруг этого вопроса не утихают последние дни. Ответ зависит от действий правительства - оно или наконец приступит к системной модернизации украинской экономики, или решит все проблемы одним махом, девальвировав гривню, но при этом осложнив будущее страны новыми экономическими и политическими проблемами.
Считается, что в Беларуси традиционно, еще с советских времен, более высокое качество государственного управления экономикой, чем в Украине. По целому ряду показателей белорусская экономика опережает украинскую. В посткризисном 2009 году нашим северным соседям удалось избежать «просадки» ВВП, продемонстрировав рост 0,2%, в то время как Украина упала по данному показателю на 15,1%. По результатам 2010 года рост ВВП Беларуси также опережал темпы роста украинской экономики: 7,6% против 4,2%. Ожидалось, что в 2011-м этот показатель у белорусов и вовсе перевалит за отметку 10,9%, что в два раза превышает прогнозные показатели в Украине.
Дерегуляция, которая прошла в Беларуси, гораздо эффективнее дерегуляции, происходящей сегодня у нас. В рейтинге Всемирного банка Doing Business 2011 Минск занимает 68-е место, в то время как Украина отстает на 77 позиций, занимая 145-е место. При этом по ряду критериев, в частности по регистрации собственности, открытию бизнеса, заключению контрактов Беларусь находится в двадцатке лучших стран мира.
Как же стал возможен в этом довольно успешном, как по нашим меркам, государстве потребительский и валютный кризис, закончившийся резкой девальвацией?
Накануне прошедших президентских выборов белорусские власти резко увеличили доходы населения - в среднем на 15%. Зарплаты врачей и учителей выросли на 35%. Средняя официальная зарплата достигла $ 500. Рост наличных денег в распоряжении населения вызвал инфляционное давление на цены. Поскольку производительность труда в стране не выросла так же сильно, как зарплаты, произошел резкий скачок импорта.
Как известно, в Беларуси принята политика административного регулирования цен, а это всегда вызывает дефицит. Недостаток товаров, возникший из-за резкого роста покупательной способности граждан, вызвал торговую панику. У людей были деньги, но не было достаточно товаров. В результате по цепочке возникла паника и на валютном рынке - раз нет товаров, люди стали массово скупать валюту. Паника на валютном рынке вызвала панику в банковском секторе.
Таким образом, в Беларуси стремительно вырос дефицит торгового баланса, который «вымыл» из государства валютные средства. Если в 2009 году отрицательное сальдо торгового баланса составляло $ 7,2 млрд, то в 2010-м оно возросло до $ 9,6 млрд. В результате страна оказалась на пороге хаоса.
Все это происходило на фоне малоконкурентной экономики Беларуси. Многие местные товары в основном продаются на преференциальном рынке России, где экономические отношения регулируются не столько законами конкуренции, сколько политическими соглашениями. Во многом благосклонность России и определяла положительные показатели развития белорусской экономики.
При этом политическая изоляция руководства Беларуси не дает возможности осуществлять заимствования на внешних рынках для стабилизации экономики. Правда, Россия готова предоставить кредит, но только в обмен на собственность, чего не хочет руководство Беларуси.
Эти процессы заставляют внимательнее отнестись к ситуации в Украине. В 2009 году отрицательное сальдо торгового баланса в нашей стране составляло $ 1,3 млрд, в то время как в 2010-м оно достигло уже $ 3,1 млрд (в первом квартале 2011-го - $ 1,2 млрд). При этом, в отличие от Минска, Киев имеет существенный объем внешнего долга, который также влияет на отток валютных средств из страны.
Пока что говорить о неизбежности повторения белорусского сценария в Украине преждевременно. В отличие от Беларуси, имеющий отрицательный прогнозный показатель платежного баланса на 2011 год в размере минус $ 8,3 млрд, в Украине по итогам 2010-го он составлял плюс $ 5,03 млрд. Но следует помнить, что наибольшие выплаты по внешним обязательствам приходятся на 2012-2013 годы, а значит, риски для экономики актуализируются через один-два года. И нам необходимо быть готовыми к этому.
Основной вывод из белорусского кризиса для Украины - правительство должно вести более рыночную политику. Первое - не выбрасывать необеспеченную гривну для необоснованного роста доходов населения, даже накануне выборов. Второе — не пытаться сдерживать цены административными методами. Третье - не ориентироваться на один рынок, пусть даже там обещают специальные политические преференции для Украины.
И главное, необходимо сбалансировать доходы и расходы государства. Один из важнейших факторов - снижение коррупционного налога и на предпринимателей, и на бюджет. Необходимо разрушать коррупционные монополии, потому что монополия это всегда рост цен. Снижение коррупционной нагрузки само по себе сбалансирует доходы и расходы бюджета, а также создаст условия для благоприятного инвестиционного климата. И только после того, как коррупционное ярмо будет снято с бизнеса, можно реально говорить об увеличении эффективности экономики, в том числе - через налоговую политику стимулирования энергосбережения.
Обесценивание гривни может иметь как положительные последствия для реального сектора экономики (в первую очередь, стимулирование экспорта), так и отрицательные. Ведь в случае обесценивания национальной валюты вырастут внешние долги Украины, номинированные в долларах, евро и других свободно конвертируемых валютах.
Кроме того, проведение девальвации в странах с высоким уровнем бедности является угрозой национального масштаба. Нелишне напомнить, что, по данным ООН, за чертой бедности проживают 78% украинцев. Девальвация в Украине 2008 года привела к различного рода потерям вкладчиков и заемщиков в сумме 180 млрд грн. ($ 22 млрд по нынешнему курсу). Девальвация в Беларуси привела к потерям сбережений у населения в сумме $ 1,3 млрд. Поэтому Украина не должна допустить резкой девальвации национальной валюты и пойти по более сложному, но правильному пути - формирования в Украине свободной, современной, конкурентоспособной экономики.
***
Эта колонка опубликована в №24 журнала Корреспондент от 24 июня 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.