"Коалиция с партией регионов невозможна"

24 листопада 2011, 08:43
Власник сторінки
Політик
0
5142

Минулого тижня спілкувались із виданням «Столичные новости» про можливі сценарії майбутніх парламентських виборів та політичні цілі партії Фронт Змін. Результат нашої розмови читайте нижче.

"ЕС или реинкарнация СССР"

— Андрей Григорьевич, можно ли сказать, что сегодня перед Украиной стоит геополитический выбор: или интеграция в Европейский Союз (ЕС), или интеграция в Евразийский союз (ЕАС)? И насколько, по вашему мнению, Украина подвержена внешнему давлению?

— Да, вопрос выбора сегодня стоит именно так — или в Европу, или фактически в Россию, точнее реинкарнацию Советского Союза. За несколько последних месяцев украинская власть сделала все возможное, чтобы до предела обострить отношения с Евросоюзом и развернуть страну в противоположную от него сторону. На этом фоне активизировался Кремль, который понимает, что без Украины ни ЕЭП, ни Евразийский союз не складываются. Что касается внешнего давления на Украину, то оно всегда было. Только в первом случае Украина сама стремилась в ЕС и под давлением его требований развивалась. Евроинтеграция была политическим приоритетом, а внедрение европейских стандартов — целью. В случае же с Евразийским союзом Украина находится под давлением Москвы, что все чаще напоминает экономический шантаж с целью решения политической сверхзадачи. Я очень хорошо помню, как в 2005 году Владимир Путин в своем официальном послании назвал распад СССР «крупнейшей геополитической катастрофой века». И сегодня — спустя 7 лет — эта политическая фантазия становится реальность. В своей статье в газете «Известия» от 3 октября нынешний премьер-министр России обозначил создание Евразийского союза как главную геополитическую задачу для будущего президента России — то есть, как мы все понимаем, для себя. Россия взяла курс на лишение суверенитета своих партнеров в жизненно важных сферах — экономике, внешней политике и безопасности. Важен символизм к 20-летию распада СССР Россия планирует подписать договор о начале его воссоздания.

— А причем здесь Украина?

— Дело в том, что, как открыто говорит российское руководство, без Украины ЕАС будет несостоятелен. Спикер Госдумы Борис Грызлов так и заявил: «Мы хотим видеть Украину в будущем Евразийском союзе и считаем, что без нее он будет неполным». Но надо понимать, что сегодня эти вопросы — лишение партнеров государственности — решаются российской стороной через экономику. Иными словами, из-за просчетов украинской власти мы являемся свидетелями переговоров между руководителями Украины и России, которые идут в формате «скидка на газ в обмен на передачу украинского суверенитета Москве». Справедливости ради стоит отметить, что сейчас, в условиях давления со стороны России, даже Белоруссия и Казахстан крайне озабочены сохранением собственного суверенитета. Притом что Белоруссия изолирована от мира благодаря усилиям своего руководства, а Казахстан — географией.

— Но интеграция Украины в Евросоюз также предусматривает передачу части нашего суверенитета, только уже не Москве, а Брюсселю. Верно?

— Верно. И для ответа на этот вопрос нужно сравнить, что приобретает Украина, отдавая часть своего суверенитета.

Во-первых, ЕАС будет построен на базе Таможенного союза, основой которого является Россия. При этом нужно учитывать следующие моменты: ресурсы России не безграничны, инновационный потенциал, мягко говоря, никакой, из чего следует, что ее привлекательность как интеграционного центра невелика. Поэтому объемы экономического потенциала несопоставимы: Таможенный союз — это в лучшем случае 1,7 трлн. долларов совокупного ВВП, в ЕС — это в десять раз больший показатель. Во-вторых, страны ЕЭП и Таможенного союза прочно закрепили за собой статус сырьевых придатков ЕС, а в последнее время и Китая. В-третьих, по таким показателям, как уровень оплаты труда, социальных стандартов, правовой защищенности, между ЕС и ЕАС бездонная пропасть. Поэтому ЕАС — это вектор на отсталость, а европейская интеграция — вектор на перспективу.

— Можно ли сказать, что на будущих парламентских выборах будет разыграна карта интеграционного выбора — Россия или Европа?

— Думаю, власть снова будет играть на этой теме. Но здесь я вам хочу привести данные последних социологических исследований. Например, количество людей, поддерживающих европейскую интеграцию, в последние месяцы неуклонно растет, и сейчас эта цифра достигает 43 процентов. И это притом, что Администрация президента делает все возможное, чтобы ЕС высказывался максимально критически в отношении Украины. Мы наблюдаем парадокс, чем сильнее власть противостоит евроинтеграции Украины, тем очевиднее для украинцев, что альтернативы ЕС не существует.

— Считаете ли вы, что Европа должна воздействовать на руководство Украины с помощью санкций?

— За решениями, которые превращают украинскую власть в антинародный режим, стоят конкретные люди. Персонификация санкций неизбежно даст эффект. Важно понимать главное — руководство Украины и ее народ расходятся во мнении относительно европейской интеграции. Банковая — против, а люди — за. Поэтому наша позиция, с которой Арсений Яценюк ездил в Брюссель, следующая: не дайте Банковой остановить движение Украины в Европу — украинская власть сознательно вас провоцирует. У Украины вроде бы до последнего момента не было таких проблем. Но руководство страны последовательно самоизолирует себя своей политикой. У власти сейчас, до 19 декабря — дня саммита Украина — ЕС, пока есть выбор. Но окно возможностей может закрыться уже в ближайшее время. Принять или снова оттолкнуть протянутую Европой руку — это уже зависит от президента Януковича.

"Налог на богатство из закона выпал"

— По мнению экспертов, на выборах 2012 года выполнение Партией регионов своей программы будет зависеть от результатов работы Кабмина — как правительство сработает, так люди и проголосуют. Как вы считаете, такие меры, как снижение цены на российский газ, введение так называемого налога на роскошь, повысят рейтинг «регионалов»?

— Думаю, если Партия регионов срочно не изменит свою политику, особенно в том, что касается понятия справедливости, ей уже ничто не поможет… О каком снижении цены на газ идет речь? Если в обмен на скидку на газ сдать украинскую ГТС — это все равно что, потеряв работу, продать квартиру, чтобы прожить на эти деньги пару месяцев. Это безумная политика. Что касается налога на богатых, его еще не ввели. Эта идея периодически всплывает в правительстве, когда нужно хоть чем-то оправдать урезание бюджетных выплат миллионам украинцев. Помню, налог на роскошь пафосно анонсировался министром финансов Ярошенко еще во время презентации Налогового кодекса, но пока Налоговый кодекс несли через дорогу (здания Кабинета министров и Верховной Рады находятся почти напротив друг друга. — Авт.), этот налог, касающийся в первую очередь депутатов, из него выпал — в проекте закона, поступившем в Верховную Раду, его уже не было. А между тем налоги на бедных — от Пенсионной реформы, Налогового кодекса до тарифов на ЖКХ — исправно собираются. 80 процентов украинского бюджета наполняют граждане, и это притом, что каждый четвертый живет за чертой бедности.

— Можете привести цифры?

— Конечно. Согласно проекту закона «О госбюджете на 2012 год» планируется взыскать 70 миллиардов гривен подоходного налога с физических лиц, тогда как вся промышленность заплатит всего 53 миллиарда гривен налогов. А если учесть НДС, который мы с вами платим, покупая любой товар и оплачивая услуги государственных учреждений (а это более 17 миллиардов гривен), то выходим на тот же показатель 80 процентов всех налоговых поступлений, которые обеспечивает не бизнес, не миллиардеры, а рядовые граждане. При этом в Украине есть еще один парадокс — даже имея работу, вы рискуете оказаться за чертой бедности. По данным последних социсследований, за чертой бедности находится 30 процентов украинских семей с одним ребенком (даже тех, где оба родителя трудоустроены), а в семьях с двумя детьми этот показатель достигает 45 процентов. И бюджет наполняется в первую очередь за счет этих людей. Вот после этого и ответьте на вопрос, так кто же все-таки содержит нашу страну. Поэтому на выборах 2012 года Партии регионов придется по полной программе отвечать перед народом за действия своего президента и своего правительства. На этом и должна быть построена вся избирательная кампания.

— В своей статье, опубликованной на сайте УНИАН, Вячеслав Пиховшек называет вас представителем «старой гвардии» в окружении Арсения Яценюка, которую новый начальник штаба Николай Мартыненко оттеснил от лидера. Так существует ли борьба между старыми «фронтовиками» и новыми?

— Уверяю вас, что тот, кто распространяет подобную информацию, не имеет ни малейшего представления о том, что на самом деле происходит внутри нашей партии. Мы с Николаем Мартыненко работаем над выработкой оптимальной структуры штаба и организационной модели предстоящей избирательной кампании. И, надо сказать, работаем командно и достаточно эффективно. Отношения могу охарактеризовать как отличные.

— Внутри оппозиции серьезная конкуренция, граничащая с враждой. Например, звучали заявления о том, что «Фронт змін» является тайным союзником Партии регионов. А Виталий Кличко в интервью «Зеркалу недели» очень критично высказался по поводу КОД («Комітет опору диктатурі»), в котором ваш лидер Арсений Яценюк играет одну из главных ролей. Можно предположить, что с приближением выборов конфронтация будет только нарастать. Как же вы собираетесь объединяться после выборов?

— В рядах оппозиционеров есть много людей, которые знают, как не нужно делать, но, к сожалению, только единицы могут сказать, как нужно действовать. И, что важно, не только сказать, но и сделать. Могу еще раз подтвердить: мы готовы договариваться и предложить нашу помощь всем партиям оппозиционного лагеря, которые открыты для реальной деятельности и понимают, насколько важно оппозиции действовать единым фронтом. Любой, кто нагнетает конфронтацию в оппозиционном лагере, работает против оппозиции, что на руку власти. Поэтому коллегам стоит задуматься.

— Получается, что может повториться история 2002 года, когда в Верховную Раду вошли две главные оппозиционные колонны — «Наша Украина» и БЮТ. Только теперь это будут «Фронт змін» и «Батьківщина»…

— Все идет к тому, что побеждать на выборах 2012 года пойдут две мощные колоны — это «Фронт змін» и «Батьківщина», которые объединятся в будущем парламенте. И между нашими партиями сегодня сотрудничество и полное взаимопонимание. Мы приступили к консультациям по формированию единого списка кандидатов по мажоритарным округам. Кроме того, мы готовы к обсуждению общих форматов работы и с другими оппозиционными партиями.

"Будьте реалистами — требуйте невозможного"

— От того, что оппозиции придется определяться с лидером, никуда не уйти. В 2002 году, за два года до президентских выборов, Ющенко и Тимошенко поделили должности президента и премьер-министра. Вы готовы к подписанию такого документа в 2012 году — по результатам выборов в Верховную Раду?

— Мы готовы показать, что именно демократическое большинство может дать обществу, какие обязательства на себя возлагает, победив на выборах 2012 года. И мы уже сегодня готовы подписаться под таким соглашением о демократическом большинстве в парламенте 2012 года. Должности — это вопрос вторичный. Сегодня делить в общем строю нечего, кроме ответственности и места.

— Допускаете ли вы, что после парламентских выборов оппозиционные партии, в том числе «Фронт змін», могут войти в коалицию с Партией регионов?

— Мы для себя этот вариант даже не рассматриваем. Любая коалиция партии «Фронт змін» с Партией регионов невозможна.

— А если вам будет сделано предложение: коалиция «Фронт змін» — Партия регионов в обмен на должность премьер-министра для Арсения Яценюка?

— Неоднократно говорил и могу повторить, у нас нет самоцели — сделать Арсения Яценюка премьер-министром. Нам нужно другое. Мы хотим изменить саму суть процессов, происходящих в украинской политике, и начать качественные, реальные, а не косметические или даже чаще бутафорские изменения в стране. А достичь этого можно лишь при условии смещения Партию регионов с определяющих позиций.

— Допустим, оппозиция получила большинство в парламенте. Каким будет ваш первый шаг?

— Это восстановление демократических принципов и прекращение начатых репрессий, а значит — освобождение Тимошенко и Луценко. Возвращение Украины на курс евроинтеграции и восстановление легитимного действия Конституции, согласно которой в Украине действует парламентско-президентская форма правления.

— Но ведь у оппозиции не будет 300 голосов, чтобы сделать это с одного маха…

— Отвечу словами, уже ставшие лозунгом: будьте реалистом — требуйте невозможного. Я не говорил, что это будет просто. Но необходимо начать этот процесс и через Конституционную ассамблею выйти на принятие новой Конституции.

В одном российском издании недавно прочел: «Чем отличаются выборы в Европе от выборов в России? В Европе избирают представителя, а в России избирают победителя». Так вот и в Украине сейчас пытаются провести такую же схему. Мы эту схему поломаем. В стране должен быть парламент и большинство, способное спросить с власти: поставить вопрос о вотуме недоверия, иметь возможность начать процедуру импичмента, поднять вопрос о пересмотре конституции и т. д. Вы увидите совершенно другой политический процесс.

— Сейчас «Фронт змін» проводит акцию «Украина без Януковича». Насколько чувствительна для партии и ее активистов реакция власти?

— Если вы считаете, что благодаря власти у нас комфортные условия для акции, то вы ошибаетесь. Симферополь, Кременчуг, Краматорск, Черновцы, Киевская и Одесская области — вот навскидку те города и области, где было прямое противостояние наших активистов с представителями власти. Задержание активистов, силовой демонтаж, стычки. И этот список можно продолжать. Но, несмотря на все сопротивление, сегодня мы собрали уже более одного миллиона подписей людей, не побоявшихся высказать свой протест этой власти в лицо.

— Насколько сильное давление осуществляется на членов вашей партии, в первую очередь на предпринимателей? Не разбегутся ли они от вас еще до выборов?

— Давление серьезное. Против партии используется технология «тысячи порезов», когда наносятся повсеместные, точечные удары, и, конечно, не все могут это выдержать. Думаю, кто хотел, уже ушли. И таких очень немного. Надо понимать, власть боится публичности, поэтому и давит не открыто, а исподтишка. У нас развернут оперативный штаб, который реагирует на каждый случай давления. Все это мы документируем, вытягиваем в публичную плоскость и при необходимости оказываем адвокатскую поддержку. Главное — не бояться и отвечать на каждый выпад. Впереди — тяжелейшая парламентская кампания, и будет только жарче.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: власть,Оппозиция,коалиция,Янукович,Выборы,Яценюк,независимость
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.