Яценюк не примет премьерство из рук Януковича

16 березня 2012, 08:57
Власник сторінки
Політик
0
1696

Сейчас у "Фронта Змін" нет политтехнологов. Во время предыдущих кампаний нам удалось сформировать внутреннюю мощную команду.

О том, увольнял ли я Юрия Колобова, почему приход Порошенка на должность министра экономики ничего не изменит, почему партия «Фронт Змін» отказалась от услуг политтехнологов, кто сейчас ее финансирует и что связывает меня с Арсением Яценюком. Читайте в моем интервью изданию «Дело».

Андрей Григорьевич, в стране — новый министр финансов. Говорят, Вы знакомы с Колобовым?

Да, мы вместе работали в течение трех лет. Он работал директором казначейства в Ощадбанке. Пришел он, когда я входил в состав правления в должности первого заместителя главы этого финансового учреждения.

Говорят также, что Вы пытались его уволить?

Это не совсем так. Задачу уволить Колобова я перед собой не ставил. Я высказывал требования и иногда претензии к работе казначейства, они носили рабочий характер.

На самом деле как финансист банкир Юрий Колобов — глубоко в материале. Он действительно специалист, понимающий принципы и механизмы функционирования банковской системы.
Другое дело, что на должности министра финансов должен быть идеолог. Система публичных финансов Украины нуждается в кардинальном реформировании. Здесь нужно закладывать идеологические, институциональные основы, не быть просто человеком, реализующим чью-то волю.

Мне представляется совершенно оправданной модель, при которой министры — это политические фигуры, а не сотрудники департаментов администрации президента. И так было, пока Конституционный суд в интересах Януковича не отменил конституционную реформу. Сегодня назначения и отставки членов правительства проходят исключительно кулуарно, единолично, по-семейному, если хотите, вне парламента и вне политического процесса.

Поэтому, считаю, что фамилии министров в настоящий момент не имеют принципиального значения. За ними нет политической ответственности. Правительство в целом и министры в частности — элементы системы Януковича. Возьмите хотя бы тот факт, что правительство Украины второй год работает без собственной программы. Это беспрецедентный случай.

Правительство для поручений

Тогда чем занимается правительство Азарова?

Ждет команд и поручений президента Януковича и реализует его программу. И что удручает — даже эта работа носит бессистемный характер. Впрочем, насколько качественно работает Кабмин, может судить вся страна.

Для этого достаточно вспомнить разрабатываемые Кабмином законы. Это сплошной законодательный брак. К примеру, Налоговый кодекс, который несколько раз вносили в парламент и выносили. После первого чтения внесли свыше 600 поправок. Следующие стадии: принят — Налоговый майдан — тысячи предпринимателей на улицах — и вето президента.

В 2011 году в Налоговый кодекс семь раз вносились принципиальные изменения, и сегодня его снова латают. А тем временем Украина в 2011 году признана 4-й худшей экономикой мира, притом, что еще год назад нас в этом рейтинге не было вообще, а налоговая система Украины признана худшей в мире. 274 тыс. предпринимателя свернули бизнес. Разве это качественная работа?

Аналогично — вспомните скандальную пенсионную реформу, которая свелась к повышению пенсионного возраста, уменьшению фактических пенсионных выплат. Результат — дефицит Пенсионного фонда, по мнению экспертов, в 2012 году будет более 55 млрд. грн.
Последний пример: подготовленный министром Табачником проект закона о высшем образовании, который под лавиной критики вынужденно отозвали из Верховной Рады.

Стоит ли идти Порошенко в правительство на пост министра экономики?

Здесь такая же история. Эффективный менеджер, опытный политик, попав в разрушающуюся, неэффективную, зацикленную на одном человеке — Януковиче — систему, имеет все шансы оказаться полностью недееспособным.

Посмотрите, концентрация миллиардеров в правительстве Азарова на квадратный метр площади здания правительства — беспрецедентная за годы независимости Украины. Тигипко, Колесников, Хорошковский, Клюев. И планируется, что добавится Петр Порошенко. Каждый из них сам по себе — суперэффективен, суперуспешен, суперопытен. Но их командная работа ни к чему, кроме окончательного развала и разворовывания экономики, не привела. Вместе они демонстрируют полную несостоятельность.

Да, но они позиционируют себя как "команда профессионалов и реформаторов"?

Но цифры говорят об обратном. По данным ООН, 80% украинцев пребывают за чертой бедности. Страна нищенствует. Внутренний рынок лежит. Предпринимательская инициатива добита. Инвестклимат, конкурентоспособность — разрушено даже то, что было отвоевано (зерновой рынок, вооружение, объемы собственной добычи энергоресурсов снизились).

Когда Янукович пришел к власти, экспортно-сырьевая экономика находилась на уровне 67%. В декабре 2011 года сырьевой экспорт составлял уже больше 70%. Негативное сальдо внешней торговли товарами выросло с 3 млрд. в начале правления Януковича к 14,3 млрд. по итогам прошлого года. Мы — ярко выраженная колониальная экономика, работающая на других.

Экономический рост в 4-5%, о котором рапортует Партия регионов, это не их достижения, а скорее, заслуга Национального индийского конгресса и коммунистической партии Китая, которые, простимулировав свои экономики, увеличили спрос на украинское сырье.

И все это потому, что сама система принятия государственных решений — профессионально и политически ущербна.

Почему?

Ответ очевиден. Януковичу удалась не только подчинить себе исполнительную власть вместе с правоохранительными органами и судами, но и установить контроль над Верховной Радой. Такое понятие, как парламентаризм, парламентский контроль, за последние два года уничтожено на корню. Депутаты провластного большинства даже не голосуют — они бездумно давят на кнопки по команде. Сегодня Чечетов де-факто и спикер, и координатор большинства, и дирижер этим оркестром. Все это и привело к созданию чудовищно непрофессиональной и безответственной системы принятия решений.

Изменится ли ситуация, если премьер-министром станет Арсений Яценюк?

В такой политической конструкции, с такими принципами работы и с такой системой приоритетов политического режима Януковича это невозможно. Яценюк неоднократно заявлял, что не примет премьерство из рук Януковича. Для нас это не вопрос трудоустройства. Это вопрос возможности реализовать программу институциональных изменений, проще говоря, заново отстроить страну.

Чтобы система заработала, необходимо восстановить баланс власти, полномочия парламента, парламентско-президентскую форму, где парламентское большинство отображает политические настроения в обществе, участвует в формировании правительства и контролирует его деятельность.
Сегодня в стране существует правительство Януковича, независимо от того, кто занимает пост премьера. Говорить о том, что сегодня премьер-министр — политически значимая фигура, не приходится. Он исполнитель воли, а воля генерируется на Банковой.

Правда, концентрация полномочий привела к концентрации ответственности. И как бы Янукович ни старался рассовать ответственность по углам, прикрикивая то на одного, то на другого министра или губернатора, это не меняет сути — ответственность лежит всецело на нем. И украинцы это видят и осознают, поэтому и рейтинг полного доверия за два года упал с 45% до 7%.

Подготовка к выборам

Что сейчас происходит в партии "Фронт змин"?

Готовимся к жесточайшей и сложнейшей в истории Украины парламентской кампании, ведем переговоры с политическими партнерами по оппозиции о совместных действиях и кандидатах и продолжаем строить партию.

Кампания обещает быть беспрецедентной по своему накалу и принципиальности. Нужно понимать, что парламентские выборы 2012 года и президентская кампания 2015-го напрямую завязаны. Януковичу победа нужна, чтобы изменить Конституцию и переизбраться на второй срок в парламенте, так как он стремительно теряет и рейтинг, и общественную легитимность. Его команде подконтрольный парламент нужен, чтобы избежать ответственности за грабеж страны.

Оппозиция же будет бороться за победу, чтобы вернуть в страну демократию, европейскую перспективу и эффективное ответственное правительство. За два года правления Партии регионов мы из перспективной демократии превратились в молодую диктатуру с угрозой международной изоляции и потерей государственного суверенитета.

Впервые по отношению к Украине в официальных документах ЕС заговорили о "санкциях", "политических репрессиях", "политически мотивированных приговорах". Впервые нас критикуют все основные мировые политические центры — Брюссель, Вашингтон и даже Москва. Президент отдал или разменял на мелочь основные внешнеполитические козыри: размещение военной базы в Крыму, членство в НАТО, запасы обогащенного урана, цену транзита российского газа, европерспективу, лидерство на зерновом рынке.

Мы с коллегами по оппозиции практически завершили обсуждение совместной политической платформы с четким видением задач для демократического большинства в новом парламенте, отрабатываем технологию совместной работы по защите результатов.

Как собираетесь противостоять фальсификациям на выборах? Ведь подсчет голосов — чрезвычайно важный вопрос. А местные выборы в 2010 году показали, что Партия регионов не считает голоса.

Во-первых, оппозиции все-таки удалось добиться того, что была принята редакция закона о выборах, которая делает невозможным большинство схем фальсификации. И это действительно победа. Потому что схемы, заложенные в законопроекте власти, поданном Ефремовым, превращали бы выборы в банальное назначение Януковичем нужных депутатов. Кстати, проект Ефремова был практически скопирован с российского варианта, по которому в некоторых регионах России на выборах госдумы власти насчитали более 99% результата при явке в 140%.

Безусловно, новый закон о выборах не мог убрать такие понятия, как административный ресурс и силовая вертикаль. Но мы с этим за два года уже худо-бедно научились бороться.

Во-вторых, для оппозиции крайне важно выдвижение единых кандидатов по мажоритарным округам, что позволит сконцентрировать голоса поддержки, организационные, юридические, кадровые ресурсы.

В-третьих, организовать работу окружных избирательных комиссий, укомплектовать их людьми, не торгующими совестью, и пригласить максимальное количество международных наблюдателей.
Европа и США должны понять: выборы-2012 — это черта, после пересечения которой Украину можно окончательно потерять как демократию.

Недавно БЮТ сообщил, что выдвигает своих кандидатов по 112 округам. Сколько округов достанется "Фронту змин"?

Не считаю необходимым комментировать заявление, которое сделали в Блоке Юлии Тимошенко. Сегодня есть рабочий вариант по выдвижению единых кандидатов от оппозиции. Процесс практически завершен, идет обсуждение деталей. Но оглашать его — преждевременно. Более того, по этому поводу должно быть отдельное публичное заявление объединенной оппозиции.

Скажу лишь, что в списки потенциальных кандидатов от "Фронта" попало около 200 человек. Мы внимательно и скрупулезно анализируем шансы, поддержку, сильные и слабые стороны каждого кандидата. Кого из 200 человек внесут в окончательный список выдвиженцев от оппозиции, будет известно в ближайшее время.

Известно, кто пойдет вторым номером по общепартийному списку?

Судя по всему, вторым номером в списке, скорее всего, пойдет женщина. В партии развернуто достаточно мощное женское крыло. Именно поэтому Арсений Яценюк недавно объявил на конференции, где рассматривались вопросы гендерной политики, о том, что вторую строчку в партийном списке заполнит женщина.

Это будет Леся Оробец?

Не исключено. Партии есть из кого выбирать — в команде много ярких личностей.

Взяли бы в партию Александру Кужель?

Мы такой вариант не рассматривали.

Из "Нашей Украины" кто-то просится в партию?

С депутатским корпусом ведутся постоянные консультации. Но не стоит задача прирастать количественно. Важно качество, которое привнесет новый член команды. Сейчас в состав партии входят 6 депутатов от фракции "Наша Украина", и все они — ценное приобретение для "Фронта". Все они работают по своему тематическому графику. К примеру, Леся Оробец второй раз объезжает Украину. Руслан Князевич сейчас в туре по Украине. Ткач ведет вопросы земельной реформы.

Москаль — вопросы, связанные с борьбой с коррупцией и политическими наездами на партийцев, Роман Зварич — уголовно-процессуальное законодательство, а Николай Мартыненко — это руководство штабом. Все задействованы и работают с максимальной отдачей.

Кстати, довольны деятельностью Мартыненко?

Вполне. Он возглавляет избирательный штаб партии. Я считаю, для партии это приобретение. Он один из самых опытных политических тяжеловесов.

Удалось отбить атаку на членов партии?

Давление развернуто по всей Украине. Из общеизвестных это арест лидера донецкой организации. Он был отпущен на свободу только после встречи Ярсения Яценюка с послами и заявлений в парламенте.

Политическое рейдерство и захват бизнеса наших соратников в Одессе. Дело "Стальканат-Силур". Практически уничтожен бизнес лидера луганской организации.

На самом деле власть реализует по отношению к нам политику "тысяча порезов". Это когда в отношении наших активистов на уровне районов проводятся профилактические беседы СБУ, наезды налоговой, блокирование через таможню… Когда их стараются выбить из политического процесса путем откровенного шантажа.

Пока нам удается противостоять, команду это только сплотит.
Все 2,5 тыс. наших депутатов в местных советах, за исключением 110 человек, которых мы исключили из партии, подписали обращение с требованием отставки правительства Азарова. Для многих это было настоящим испытанием.

Кто финансирует партию?

Партия самофинансируется. Нет одного источника. Источников — десятки, и распределены они по областям и нашим партийным организациям. На сегодняшний день мы едва ли не единственная партия, которая имеет прозрачный механизм финансирования.

Каждая областная ячейка перечисляет деньги на единый счет партии, с которого финансируется расходы. С этого счета мы оплачиваем аренду помещения, в том числе офиса, в котором находится центральный штаб. С этого счета мы платим реальную заработную плату и выпускаем газеты, финансируем агитационную работу. Если подходить с умом, можно выстроить эффективную работу и без заоблачных сумм.

Для нас было принципиально важно построить систему, независимую от одного источника финансирования.

Вместе с тем такая прозрачность в наших политических условиях бьет по нам. К примеру, как только предприятия Херсона, принадлежащие члену нашей партии, перечислили деньги на наш партийный счет, буквально на следующий день к нему поступило три запроса за подписью первого заместителя руководителя СБУ в Херсонской области.

Кстати, вопросы финансирования партии в первую очередь обсуждаются на "профилактических" беседах в кабинетах власти.

А из большого бизнеса кто финансирует?

Пока нет потребности в больших деньгах. Пока тех средств, которые поступают, вполне достаточно. Наступит время — создадим предвыборный фонд. Потом отчитаемся за каждую копейку. И назовем наших спонсоров.

"Фронт" без политтехнологов и спонсоров

С кем из политтехнологов сотрудничает "Фронт змин"?

Сейчас у "Фронта" нет политтехнологов. Во время предыдущих кампаний нам удалось сформировать внутреннюю мощную команду. Аналитики, социологи, креатив… В Украине бытует мнение, что политконсультанты знают некий секрет, тайное заклинание, рецепт, который позволит политику выиграть выборы. Утверждаю после двух сложнейших кампаний за 2,5 года — президентской и местной — нет никого секрета.

Убеждает — убежденность. Доказывает — профессионализм и подготовленность. Эффективность обеспечивает четкое руководство, организационная структура, управленческая дисциплина и мотивация.

В партии функционирует четкая схема постановки вопросов, обсуждения, выработки, принятия и исполнения решений. Регулярно функционируют бюро партии, политсовет, ситуационная комната, департаменты секретариата.

Что связывает Вас с Арсением Яценюком?

Многое. Связывают дружба, партия, жизнь. Считаю Арсения своим другом и соратником.

Говорят, дружили между собой ваши отцы: Петр Яценюк, преподаватель истории на историческом факультете Черновицкого университета, и Григорий Пышный — на тот момент начальник местной колонии.

Это не совсем так. В Черновцах, откуда мы родом, все друг друга знают, и, безусловно, наши отцы были очень хорошо знакомы — приятели, скорее, чем друзья. С Арсением я стал поддерживать дружеские отношения в студенческие годы. К этому времени мой отец уже уволился из органов внутренних дел и занимался бизнесом. Он был заместителем председателя правления ОАО "Машзавод".

Яценюк встречается с Ющенко?

Насколько мне известно — нет. Нет предмета для встречи.

А с президентом Виктором Януковичем?

Кулуарно не встречается. Публично — тоже. Сегодня вообще нет диалога между властью и оппозицией. Не так давно оппозиция выступила с требованием о публичной встрече с президентом. И огласила повестку дня: как президент собирается выполнять резолюцию ПАСЕ в отношении Тимошенко и Луценко; как президент планирует распорядиться отечественной ГТС; какими видит взаимоотношения с Евросоюзом и Таможенным союзом; социальная политика и т.д.

Но Банковая решила превратить эту встречу в фарс, пригласив на нее для массовки лидеров фракций большинства, с которыми и так власть каждый день общается. Такой формат не позволяет провести разговор по сути поставленных оппозицией вопросов. Поэтому снова приходится констатировать: Янукович не готов к прямому и открытому разговору с оппозицией.

 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
ТЕГИ: Яценюк,Порошенко,Колобов,вибори,Пишний
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.