Есть много людей, немного меньше ярких и
нестандартно прожитых жизней, еще меньше нетипичных жизненных ситуаций.
Со временем, смотриш на других, практически все жизненные ходы уже
зарание становятся известными и понятными… Только диву дивуешься, – «и
где вас таких понасобирало?» «Прям зоопарк какой-то»! «Ну где же это
пресловутое ЧУДО – НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО!!?»
Во и приходиться признавать, нет никокого чуда кроме как самого себя направить к совершенству!
Чтобы
направлять других нужно стать как минимум духовным отцом, а другим
признать себя «детьми», но и тут есть много ньюансов. Кто бы не помагал,
что бы не делал в дар или по взаимообмену, самым лучшим будет – свой
личный пример, или пример жизни людей максимально созвучной к вашей
ситуации.
Примеров к счатью достаточно (из жития Паисия Святогорца):
— Геронда, а чем объясняется нетерпение людей?
—
Оно объясняется тем, что у них внутри очень много… мира! Бог поставил
спасение людей в зависимость от их терпения. «Претерпевый же до конца,
той спасен будет» [1] — говорит Евангелие. Бог даёт людям трудности,
различные испытания ради того, чтобы они поднаторели в терпении.
Терпение начинается с любви. Чтобы
ты терпел человека, тебе должно быть за него больно. Терпение спасает
семью от разрушения. Мне приходилось видеть, как дикие звери становились
агнцами. Если доверять Богу, то все проблемы разрешаются гладко и
духовно. Однажды, живя в монастыре Стомион, я встретил в Конице [2]
женщину, лицо которой сияло. Она была матерью пятерых детей. Потом я её
вспомнил. Её муж был плотником и часто работал вместе с моим мастером
[3]. Если заказчики делали этому человеку какое-нибудь пустяковое
замечание, например: «Мастер Янис, может быть, сделаем это вот так?» —
то он точно с цепи срывался. «Это ты меня, что ли, будешь учить?!» —
кричал он, ломал свои инструменты, швырял их в угол и уходил. Ты теперь
представляешь, что он творил в собственном доме, если и в чужих-то домах
он все крушил! С этим человеком невозможно было провести вместе ни
одного дня, а его жена жила с ним годы. Каждый день она переживала
мучения, однако ко всему относилась со многой добротой и покрывала всё
терпением. Я знал о том, что происходит у них в доме, и поэтому,
встречая её, спрашивал: «Как поживает господин Янис? Работает?» — «Э-э, —
отвечала она. — Когда работает, а когда — сядет посидит маленечко!» —
«А как ваше житье-бытье?» — снова спрашивал я. «Очень хорошо, отче!» —
отвечала она. И она говорила это от сердца. Она не брала в расчёт того,
что её муж ломал свои инструменты — и ведь дорогие инструменты! — так
что бедняжка была вынуждена наниматься на работу в чужие дома, чтобы
заработать им на жизнь. Видите, со скольким терпением, с какой добротой и
благородством она ко всему относилась! Она его даже нисколечко не
осуждала! Поэтому Бог исполнил её Благодатью, и её лицо сияло. Она
смогла восстать пятерых детей, вырастила их, и из всех пятерых
получились очень хорошие люди.
— Геронда, а как ей удавалось оправдывать своего мужа?
—
Добрым помыслом. «Ведь это мои муж, — думала она. — Ну что же, пускай
поругает меня маленько. Может быть, и я, будь на его месте, вела бы себя
точно так же». Эта женщина применяла Евангелие к своей жизни, и поэтому
Бог ниспосылал ей Свою Божественную Благодать. И если уж люди мирские
терпят и исполняются Благодатью, то насколько больше должны терпеть мы,
монахи, имеющие для духовной жизни все возможности!
Насколько я
понял, самые большие скандалы — и не только в семьях, но и в жизни
государств — происходят от малозначащих вещей. В семье один из супругов
должен смиряться перед другим, он должен не только подражать его
добродетелям, но и терпеть его причуды. Относиться к происходящему
подобным образом очень помогает размышление о том, что Христос принёс
Себя в жертву за наши грехи и что Он, будучи Безгрешным, терпит нас всех
— миллиарды людей — тогда как мы, мучаясь от чужих причуд, погашаем
задолженности за собственные грехи. Благий Бог устроил всё так, чтобы,
имея дарование, человек помогал другому, а имея недостаток, смирялся
перед ним. Ведь у каждого есть свои дарования. Однако и недостатки у
каждого тоже есть, и надо подвизаться для того, чтобы их отсечь.
Одному
человеку я задал хорошую взбучку! Видели бы вы, какое послушание
оказывает ему жена, несмотря на то что она наделена многими
способностями и дарованиями. Рядом с ней он всё равно что дитя малое. И
вот эта женщина, оказывая мужу послушание, постоянно приемлет
Божественную Благодать, откладывает Её на свой духовный счёт, тогда как
её муж своим эгоизмом постоянно отгоняет от себя Божественную Благодать и
становится всё более и более пустым. И кто в конечном итоге останется в
выигрыше? Видишь: весь секрет в смирении. В нём — вся основа.
Послушание, смирение. А вот если бы этот человек признавал свою слабость
и просил помощи у Бога, то к нему тоже пришла бы Божественная
Благодать.