Эти повседневные привычки, сеющие определенный характер среднестатистического украинца, могут стать признаками судьбы всего народа.
За годы Большого
перехода изменения претерпела сама жизнь в государстве Украина, повседневность
главных творцов ее ВВП. И по форме, и по содержанию.
Потребительство,
блатная романтика и прагматика, фаст-фуд и повальная виртуализация жизни и
сознания – с этими зависимостями, на уровне индивидуальном и общественном,
Украина столкнулась на пути независимости государственной. Это своего рода
банальные болезни роста, свойственные обществу переходного типа и замеченные и
в других государствах постсоветского пространства.
Купи слона
«Хіба ревуть воли, як ясла повні?» - Панас Мирний все знал: волнения в державе бывают не от хорошей жизни.
Знали это и кормчие независимости, уверенные в выбранном векторе развития государства,
но растерянные в операционном менеджменте.
Преобразования
политические, затмили не только преобразования экономические, но и заслонили
понимание сути независимости в общественном сознании. Главной достигнутой целью
стал образ жизни, недоступный при Союзе, и предполагающий более широкие
потребительские возможности.
В своеобразное
продолжение уродливого американского консьюмеризма украинская страсть к
потреблению превратилась лишь на втором десятке независимости, явив апогеем
кредитный бум 2003-2005 гг. Но росла она потихоньку, копилась и тлела.
Путч 1991 года, объявление независимости большинством союзных республик, распад Союза,
обвал экономики не
принесли ни денег, ни изобилия. Более того, деньги-то как раз и отобрали. И при
всех объявленных достижениях и обещаниях, жизненная ситуация основной массы
граждан в пределах первой пятилетки еще очень напоминала советскую
действительность: спрос на красивой жизни уже есть, но ни предложения, ни денег
на все это нет. О парнях в золоте и малиновых пиджаках, разъезжавших на «боевых
машинах вымогателей» - отдельный разговор.
Красивую жизнь для
обычных украинцев буквально втащили на себе челноки во второй половине 90-х. Шлюзы
открылись и полилось на Украину западное благополучие: зажигательной латиной из
приемников, турецкими шмотками с базарных прилавков, манящими запахами духов на
разлив, куклой Барби и сникерсами. Так,
еще теплую ото сна, но уже изрядно проголодавшуюся Украину принял в свои
объятия «загнивающий» капитализм, подарив ей со временем супер-, мегамаркеты,
кредитки, стоки, скидки и распродажи. Бананы затмили вкуснейший сливочный
пломбир, квас – вкуснейший напиток детства - уступил место бодрящей Фанте, жизнерадостному
Юппи и вольнодумной Кока-Коле.
Вот так, получив
свое, национальное, поколение «пепси» выбрало западную фирму.
Если
верить Госкомстату, обстановке в квартирах и безумному количеству авто на дорогах,
наше материальное благополучне за годы независимости однозначно выросло. Достаточно вспомнить, что означало для
рядового советского гражданина приобретение телевизора, холодильника,
автомобиля. И как это воспринимается сейчас. И на поддержание
этой иллюзии благополучия трудится многомиллионная индустрия потребительских
рынков - ресторанного,
интертеймента и фешн индустрии. А в начале нулевых к ним добавились еще и
масс-медиа.
Однако
ощущения сытости так и не наступило, счастья как не было - так и нет. И в этом кроется западня страсти к
потреблению. Это вещь в себе, которая работает исключительно на
самовоспроизводство, не удовлетворяя, а эксплуатируя потребителей, делая их
заложниками бесконечной охоты.
Эта
привычка, заложенная в сегодняшних украинцев еще в голодные времена советского
дефицита и веры в социальную мощь государства, умноженная на чисто украинскую домовитость и стремление пустить пыль в
глаза, является
фигурой умолчания, о вреде которой для характера, как отдельного индивида, так
и общества в целом, давно известно, но говорить не принято.
Если
не одуматься, то эта привычка его граждан сулит государству Украина полным
крахом. Не боровшиеся за его
независимость, не выстрадавшие его, в массе своей граждане получили его в дар.
Не без благодарности и даже эмоционального подъема, они все-таки запомнили эту
«халяву» и активное созидательное начало уступило место пассивному потреблению.
И сегодня далеко не всех привлекает перспектива кем-то стать в Украине. В
отличие от повсеместного желания все в ней иметь...
Чисто по понятиям
С первых лет
независимости и до сегодня Украина живет по синусоиде разгула бандитизма и
криминализации общества. Став порождением переходного момента в жизни
государства, под действием страсти к «халяве», криминал предложил прозрачную
модель отношений с правом силы. Фокус внимания, обращенный только к
собственному «Я», при максимуме притязаний, но минимуме прилагаемых усилий дает
модель
отношений, где зона
собственного комфорта расширяется за чужой счет, потребление происходит при
использовании других.
В ситуации неопределенности
стратегии внутреннего развития государства, дезориентации и
полной ценностной прострации, криминализация различных сфер жизни произошла
почти естественным образом. Помните фразу: «Не мы такие – жизнь такая»?
Криминалитет с его
правом силы, внятной системой правил и романтикой шанса
фактически занял нишу, открытую государством, - предложил разобщенным гражданам
более понятную и ощутимую основу для самоидентификации. Его «стиль жизни», правила игры и даже специфический язык предложили
своеобразный вариант попытки «быть», при засилии стремления лишь «иметь». Посредством
понятий, которые работали внутри криминальных группировок, и вышли за их
пределы, произошла даже полезная для государства первичная отработка навыков
общественной самоорганизации и предпринимательства, и в каком-то смысле демографической
саморегуляции. Криминал, с его «интеллектуальной» экспансией и средствами
физического подавления, олицетворил собой тот самый переходный момент от одного
качества к другому в жизни, в умах, в способе действий постсоветских людей на
заре независимости.
Криминал потому и был до поры, до
времени почти равноценным игроком, наравне с органами власти и спецслужбами,
потому что вышел на уровень, на котором должно работать только государство – на
уровень борьбы за сознание граждан. Другое дело, что такое «сращивание» с
криминалом для государства не прошло бесследно: политика с удовольствием
работает по той же схеме – только при наличии идеологических лозунгов. При том же
минимуме собственной производительной и
творческой активности политики требуют расширения потребительских возможностей для других, думая о себе. Рост влияния теневого
сектора в экономике, коррупции и вывоз капитала – это явления этого же порядка.
На уровне сознания простых украинцев сползание
страны в атмосферу лагерной романтики уже давно не новость. «Феня» прочно вошла
в наш обиход, а с легкой руки масс-медиа блатняк стал романтичной привычкой не
только потрепанных жизнью мужчин. Нивелирование прав человека и потеря доверия
к судам, к власти как таковой, в результате ведет к полной беззащитности
граждан, не состоящих в прямых отношениях с криминалом и под протекцией
паханата.
Прожигание жизни «джентельменами удачи»,
с их демонстративным сверхпотреблением и практически реальной независимостью,
сродни фильмам про суперменов-адреналинщиков: ведет к высокой рисковости
поведения наиболее социально активных граждан. В сочетании с потребительской
ориентацией, индивидуалистическими интересами и равнодушием к гуманистическим
ценностям, человеческой жизни, взаимодействию, помощи и диалогу, это сводит на
нет все мечты и устремления, переориентируясь на выживание как самодостаточную
цель.
I'm lovin' it или жизнь в стиле фаст-фуд
Успех, успеть, спешить. Спешить – чтобы заработать.
Заработать – чтобы потратить. Купить – чтобы закрепить успех. В этом нехитром
колесе вот уже 20 лет бегут украинцы, махнув рукой на многие привычные радости
жизни. Путь к сердцу постсоветского потребителя, приравнявшего благополучие прежде всего к сытости, стремительнее всего проложил фаст-фуд. Круглосуточная быстрая еда для
вечно спешащих и занятых людей - сегодня
такая же норма жизни, как маршрутки или автоматы кофе на автозаправках. Отечественные
рестораны быстрого питания, разнообразные кофейни, пиццерии и суши-бары, взявшие за основу схему работы ветерана фаст-фуда «Макдоналдс», визначально, в конце 90-х, начале
нулевых, старались найти своего клиента,
приблизив высокую кулинарию к массам, подарив им тем самым чувство сопричастности к всеобщему благоденствию. И это работало. Со временем ресторанный бизнес понял тупиковость
такой примитивизации и стал подтягивать потребителя к идее достойного внимания
к своей персоне, уводить от элементарной сытости в мир чувственных наслаждений.
И сегодня можно найти предложения на любой вкус и кошелек, и фаст-фуд сегодня – это не столько не чизбургер, но и ролл «Калифорния». Однако дело сделано,
механизм запущен.
Специалисты давно заметили, что «Макдоналдс» - это давно не еда, не
бизнес-модель и даже не стиль жизни. Это уже стиль мышления и отношения к действительности,
завязанные на стремлении к рационализации всех
сфер жизни. Требования
экономической
эффективности, количественной просчитываемости, предсказуемости (отсутствия
неожиданностей) и контроля нечеловеческими средствами уже применимы не только к бизнесу. Победное
распространение этой сети ресторанов способствует впитыванию ее правил другими компаниями и людьми,
заимодействующих с ней, потребителями, персоналом, симпатиками. Индивидуальность как и внимание к ней, заменена безликим дресс-кодом и технологичным потоком, квалификация и мастерство - стандартизацией
и
усреднением. Это знакомая картина для
многих офисов.
В конечном счете, не с тем ли связан
столь высокий показатель депрессивности настроений, выявленный не так давно
социологами? Плохая еда, безрадостная роботоподобная работа, вечная спешка и
поток, поток, поток – это и правда депрессивная картина.
Еще
одно колоссальное влияние оказал этот ресторан быстрого питания на привычки
украинцев – мы пересмотрели свое отношение к норме. Речь о стирании грани между
приватным и публичным, между терпимым и неприемлемым, между едой и туалетом.
Помещенных в общий аквариум, нас за почти пятнадцать лет потребления, приучили
интимный процесс приема пищи делить бок-о-бок с чьей-то потной спиной,
заглядывая в рот сидящему напротив. Мы научились не только есть, но и жить
напоказ, демонстративно оценивать: разве не этой цели служат популярные
социальные сети?
А
еще мы фактически научились ценить одиночество в толпе, быть самому по себе
посреди многолюдной улицы, переполненного вагона или забитого ресторана, вычеркивать
себя из контекста, если уровень неприятного зашкаливает, отсутствовать, не
быть. Причем очень легко.
Да,
в итоге мы стали менее уязвимы, ну а что более?
Fake it, fake it more...
На
сегодняшний день Украина активно включена в глобальную систему
распределения промышленных, энергетических и информационных ресурсов на мировом
рынке. Понятие независимости под влиянием глобализации превратилось в категорию
дипломатического языка и правовой науки. Украина, благодаря современным
средствам телекоммуникации, - часть единого мирового информационного
пространства. И информационная эра задает свои стандарты: посредством символов,
знаков и смыслов реальность понимается как некий ее образ, делая ее по сути
виртуальной. Тотальная информатизация, стирание границ между онлайном
и оффлайном в бизнесе и личной жизни, ведущая роль СМИ в воздействии на
сознание и поведение людей, привели к погружению индивида
и общества в виртуальные пространства и формирования у них виртуального
сознания. Процесс потребления, благодаря маркетингу и рекламе, превратился
в потребление брендов, каждый из которых переводит
конкуренцию на рынке в виртуальную реальность, где изображаемые производителем
и воображаемые потребителем «особые свойства» товара поднимают его цену. Мы фактически разрешаем
конструировать нашу социальную реальность вместо нас, но за наш счет.
Такая виртуализация сознания на индивидуальном,
групповом и глобальном уровне - это еще один социальный вызов, который
должен быть осмыслен в разрезе темы независимости.
При помощи средств массовых коммуникаций сегодня выигрываются
выборы и войны, рождаются и исчезают целые состояния, возникают кризисы и новые
страны на политической карте мира. Но современное общество часто оказывается не
готово к ситуации, которая складывается в связи с бурным ростом технологических
возможностей и информатизации социального пространства. К примеру, сегодня
многие профессии и даже целые сферы занятости очень быстро устаревают. Более
того, под сомнение ставится институт высшего образования как таковой, ибо к
моменту получения диплома знания специалиста безнадежно устаревают. Дети
независимости, поколение рожденных на сломе веков, очень хорошо знают, что
такое геймерство и как неуютно возвращаться в реальную жизнь из увлекательной
компьютерной симуляции. Из повседневности, непонятной или невыносимой,
происходит бегство в иллюзию, уход от реальности. Виртуальный мир предлагает
множество вариантов для самоутверждения, а реальная социальная активность
становится как бы и ненужной. Но виртуальный мир прочно прорастает в сознание и
человек становится легко ведомым, он может быть ценностно переориентирован,
может менять религиозные, культурные, этно-национальные установки, рискует потерей
национальной идентичности.
Однако не только компьютер подрывает критическое восприятие
действительности.
На фоне ценностной дезориентации, свойственной эпохе Большого
перехода, переживаемой Украиной, существенную угрозу представляют также ложные
мифы и стереотипы, внедряемые массовой культурой и тиражируемый с экранов ТВ.
Казалось бы, что страшного или угрожающего в теме гламура и увлечении
им заметной доли населения Украины? Блондинка в розовом, подчеркнуто эротичном
образе, как ходячий памятник роскоши и экзотики, на самом деле пропагандирует
определенный стиль деятельности. Гламур с характерными для него яркостью
и простотой (прямолинейностью, непосредственностью, однозначностью) открыто
декларируют, что добиться успеха можно максимально броскими и максимально
упрощенными средствами. Гламур пытается произвести определенное социальное
форматирование, упаковывая реальность в интенсивную конкуренцию образов, гонку
за номинациями, топ-листами и хит-парадами. И ценность твоей индивидуальности, человеческие
качества, впрочем как и независимость, и самостоятельность, в эпоху глобального
гламура оказывается одним большим Fake-ом.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.