Украина-независимость-транзит

25 серпня 2011, 05:42
Власник сторінки
политолог, журналист
0

Первое десятилетие нулевых украинской политики – это масштабная костюмированная мыльная опера с героями и негодяями, победами и трагедиями. Детективно-мелодраматическая по форме и лишенная смысла по сути.

Торжества и фанфары по поводу 20-летнего юбилея украинской независимости отгремели, все весомые слова  уже сказаны.

Но караван идет вперед – государство Украина известно и уважаемо в мире, оно нашло свое лицо и научилось отстаивать свое мнение, у него есть цели и амбиции, очерчен круг друзей и стая товарищей, и еще столько всего впереди.

При беглом взгляде путь Большого перехода, который мы прошли за эти годы, - это путь от потребления к созиданию с гонками по кругу и вертикали.

Перестройка Горбачева запустила процесс широкомасштабных реформ во всех сферах жизни советского общества. Именно тогда, в период гласности, вырвались наружу все табуированные темы: разлагающийся советский мир неустроенности, зависти, семейных скандалов, нагловатых подростков и разбитых надежд и смутно представляемый, но жутко привлекательный стабильный комфортный западный мир. «Интердевочку» и «Маленькую Веру» помните? А «Ассу», «Иглу»? Это кино уже бесскомпромисно и откровенно говорит про убогость жизни среднестатистической советской семьи, обостряя для лучшего понимания всю абсурдность мышления и зашоренность Homo Sovieticus. Мы, не стесняясь, заговорили про мир, в котором жили, про советский алогичный феномен во всей красе: когда в стране все воруют, а никого «не садят», когда никто не работает, а страна богатеет, когда все недовольны жизнью, но на демонстрациях кричат «Ура!».

Потому к обретению независимости мы подошли на волне разочарования, неуверенности в завтрашнем дне и массовых антисоветских настроений. С 1990 года основной идеей становится уже не "совершенствование социализма", а построение демократии и рыночной экономики западного образца. Мы уже были достаточны наглыми, чтобы хотеть разрушить старый мир, но еще недостаточно сознательными, чтобы решить, что будет потом.

Первая пятилетка – время повсеместного индивидуального когнитивного диссонанса: СССР умер и все дозволено, все уже можно, но ничего еще не доступно. Это время обретения общенациональной свободы и потери свободы индивидуальной. В одночасье разорившись, многие уже больше никогда не вспомнят вкус благополучия. Академики обнищали, младшие научные сотрудники обрели невероятные богатства и власть, став вскоре всемогущими олигархами.

Сама власть, взвинченная новыми процессами, все реже делает объектом своих заботливых слов человека рабочего, человека-ученого, человека вообще. На первый план выходит оголенный нерв исторического момента в жизни Родины – апогей национально-освободительной борьбы, обретение политической и экономической независимости и самостоятельности. 

Безусловно, рубят лес – щепки летят: не принято в такие переломные исторические моменты вспоминать о судьбах маленького человека, он априори в порядке – ведь он гражданин нового, своего государства. Но заковыка в том, что пока это новое государство сформировало скелет, обросло мясом и стало способно двигаться, его граждане оказались предоставлены сами себе, и дело их выживания оказалось их личным делом.

Средина и вторая пятилетка, как принято называть, «лихие 90-е» – время большого передела государственной собственности, бешеного адреналина, немыслимых денег, крутых подъемов и презрения к человеческой жизни. Это время упоительного потребления импортной «фирмы» и криминализации всех сфер общественной жизни. Зона личного комфорта граждан если и расширилась, то благодаря спекулятивной подмене понятий: иметь больше денег, чтобы больше иметь. Деньги приравнены к товарам и услугам, которые можно купить. Деньги приравнены к конкретным материальным ценностям.

Вот так лихо личное благостостояние превратилось в нехитрую радость потребления, доведенную до абсурда кредитным бумом середины – второй половины уже нулевых годов.

За годы независимости наше материальное благополучие выросло. Это объективный факт. Достаточно вспомнить, что означало для рядового советского гражданина приобретение телевизора, холодильника, автомобиля. И как это воспринимается сейчас.

Однако выросла и норма потребления, превратившись в социальное явление, требующее отдельного рассмотрения.

Начало XXI века ознаменовалось обнулением не только календаря, но и сознания граждан Украины, которые наконец-то поняли, что возврата к прошлому не будет. Вместе с тем, год 2000-й принес с собой и более страшную вещь – обнуление веры в лучшее светлое будущее. Под сомнения ставится даже настоящее, свой собственный следующий шаг, безопасность которого не может гарантировать не только государство, не может никто. События 11 сентября навсегда загоняют в сердце иглу страха и вирус терророфобии и страна, живущая по понятиям локальных, «своих» бандитов, переходит на иной уровень – жизнь «по понятиям» бандитов международных, включается в макрополитическую, глобальную игру-стрелялку под названием «борьба с мировым террористическим злом».

Это время начала виртуализации сознания через открытое глобальное информационное пространство.

Отныне новости в каждом своем выпуске непременно будут освещать тот или иной пример злосчастной деяльности этой мировой машины зла, негатив внутригосударственный уступает место трупометру международного масштаба.

Героями нового времени естественным образом становятся супермены, супербойцы, способные навалять даже киборгам, а для широкого просмотра впервые вводятся реалити-шоу – окна в другую жизнь. Сериальная жвачка еще с конца 80-х стала любимым громоотводом советского зрителя, но волнительные 90-е уже намертво закрепили за ней этот статус.

Однако реалити-шоу через подглядывание создавало иллюзию проживания жизни, а не прозябания перед телевизором, более того, отодвигало собственные проблемы на второй план - как гораздо менее драматичные в сравнении с любимыми героями ТВ. «Последний герой» - шоу выживания, дает наконец-то выход энергии простых людей, которые давно себя считают такими: шоу учит в невыносимых для нормальной жизни условиях не просто выжить, а и одержать победу. Более того, мораль сей басни в том, что участника (как и зрителя) учат быть ответственным и надежным и, что немаловажно – всегда готовым выполнять требования, предъявляемые организаторами шоу. Не ставя их под сомнение, не задавая вопросов. За почти десять лет существования шоу, при помощи мощного оружия – участия любимых кумиров мира музыки и кино – зритель ХХІ века приучается к мысли, что «Big brother watching you», что залогом выживания в этой мутной воде является послушание.

Побеждает сильнейший - самый терпеливый и выносливый из всех. И при всей общности интересов, каждый сам за себя: сегодня живете вместе, делите еду, а завтра ты готов любого вычеркнуть из своей жизни. Один – в ответе за всех. Пресловутый «Дом-2» подхватывает эту эстафету, но уже в делах амурных, и учит быть счастливым, сражаясь за свою любовь, открыто ее строя.

Тема героев использована отечественным шоу- бизнесом и политикой многократно. Учтя доминирующий образ в голове народа, в массе своей очень набожного, политикой предъявляется избирателям герой - мученик, который в итоге спасает всех, мессия, положивший жизнь на служение великой идее, побеждающий мучительно, но справедливо. Убийство журналиста Гонгадзе, расправа над участниками акций протеста «Украина без Кучмы», «первая ходка» - восхождение звезды Тимошенко, отравление Ющенко и героический Майдан...

Первое десятилетие нулевых украинской политики – это масштабная костюмированная мыльная опера с героями и негодяями, победами и трагедиями. Детективно-мелодраматическая по форме и лишенная смысла по сути. Популярность в сфере впечатлений разнообразных талант-шоу в последние годы нулевых – продолжение той же темы, только герой уже народный, заслуженный, хоть и вытрадавший свою победу по правилам.

Смущает только эксплуатация темы исторического шанса и социального лифта, спекулирующая на наиболее болезненных переживаниях основной массы украинского общества – неуверенности в завтрашнем дне и потере веры в свои силы.

И потому рискну предположить, что в этом настроении, украинцы образца 1991 года и образца 2011 мало чем отличаются - по переживаемой ситуации неопределенности и желанию перемен к лучшему.

Конечно, ментально, материально есть отличия, хотя и они – не столь решающи. И единственной надеждой по-прежнему молодого независимого государства я считаю поколение середины 70-х – начала 80-х, именно те, кому сегодня 30-35 лет. За годы независимости страна, несмотря на все вывихи переходного периода, продолжала взращивать в себе чувство собственного достоинства в виде среднего класса, способного себя обеспечить, имеющего в руках крепкое ремесло и способного на свое мнение, свою позицию.

Выборы 2004 года четко обозначили эту тенденцию. Уникальность этого поколения в том, что на ценностном уровне у него больше оснований для выбора в пользу своего государства: больше знаний, больше опыта и фактов для сравнения, и больше навыка иметь свое мнение. Это поколение обладает уникальной адаптивностью и, получив крепкое по советским меркам образование, одновременно успело вобрать современные образовательные технологии, получив шанс увидеть и познать мир, жить не так, как родители.

Подлинное обретение статуса среднего класса, кроме имущественного критерия, характеризуется еще и определенным духовным состоянием и социальным качеством личности. И в этом смысле поколение сегодняшних тридцатилетних, в отличие от детей независимости, отличается именно той основой, которую заложили родители-романтики, верившие в социальную справедливость, в светлое будущее, в равность возможностей, заложила пионерия с ее духом товарищества и приоритета общего над частным.

Второе десятилетие ХХІ века, как мне кажется, началось столетним возвратом - к досоветским временам, началу второго десятилетия века XX, когда в цене были простые традиционные ценности – крепкая большая семья, культура и духовность, своя земля и почитание предков.

Во всяком случае, проблески этого я вижу среди своего поколения, и это дает надежду на то, что мы, украинцы, сохранимся, а независимость украинского государства обретет подлинную поддержку национального самосознания.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Пользователи
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.