В сегодняшнем контексте принципиально обостряется вопрос «отделения зерна от плевел» – как среди орд демагогов и популистов найти, выбрать и, что особо важно, поддержать те немногие силы, которые действительно ориентируются на качественные системные тран
Надо принадлежать к своим
временам.
…и революционер, и реакционер видятся мне одинаково неразумными. Реакционеры
хотят жить так, как когда-то жилось. Это сумасшествие. Революционеры хотят жить
так, как когда-то будем жить. Это – еще большее сумасшествие, потому что никто
не знает, что будет содержанием завтрашнего дня. Мы должны только изучать,
оглядываться и поддерживать.
Андре Моруа
(1885-1967)
Выдающийся древнегреческий философ Сократ,
осмысливая реалии современного ему политического развития афинского общества,
пришел к выводу: как существует несколько видов политического правления (Сократ
насчитывал их пять – от олигархии до демократии), так существует и такое же
количество соответствующих или «соразмерных» им разновидностей политического
характера. Например, соответствующий олигархии – «олигархический человек» или соответствующий
демократии – «демократический» и т.д.
Различие между авторитарной и демократической
«личностями» отражающее «различие между авторитарным и демократическим
обществами, пережившее взлет популярности в современной политической науке, –
по словам знатока античной истории и философии Лео Штрауса, – всего лишь грубое
выражение именно этого сократовского различения».
Глубокое наблюдение гениального античного
философа более чем применимо и к современной украинской ситуации. Ведь на
третьем десятке лет демократического развития государства украинского
гражданина нельзя назвать «демократическим человеком». Украинцы лишь становятся
гражданами, постепенно, мало-помалу избавляясь от синдрома «постсоветскости» в
пользу принципиально новой (по крайней мере для нас) демократической
гражданственности.
Мировой опыт свидетельствует, что право и закон –
единственно надежные инструменты, позволяющие в условиях свободы упорядочивать
сферу человеческих отношений в рамках гражданского общества и демократического
государства. Но при этом для утверждения демократии необходимы как
соответствующие политико-социальные институты, так и социально-политический
контекст, который вызывает их к жизни, а иначе ни смысл демократии не ясен, ни
сама она недостижима.
В силу этого пламенные призывы нынешних
украинских претендентов на вождизм и гетманство к «революции» видятся не только
вредными, но даже немного опасными – ибо «никто не вливает новое вино в ветхие
мехи». Ведь на волне революционных преобразований, не подкрепленных крепкой демократической
основой, до рычагов власти могут дорваться не только откровенные демагоги и
популисты (как уже было в новейшей украинской истории), но и явные радикалы.
Последние же во имя революционной целесообразности могут в революционном угаре
натворить многого. Вспомним хотя бы, что по словам В.И. Ленина, «плох тот
революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед
незыблемостью закона». Г.В. Плеханов на II съезде РСДРП (1903 г.) был
еще более откровенен: «Если бы ради успеха революции потребовалось бы временно
ограничить действие того или другого демократического принципа, то перед таким
ограничением преступно было бы остановиться».
К слову, известный российский философ права
И.А. Ильин (кстати, высланный большевиками-ленинцами за границу) со своей
стороны также подметил, что «разнузданный человек разнуздан не только самим
собою, но и общественной средой, позволившей ему разнуздать себя; деспот
невозможен, если нет пресмыкающихся; "все позволено" только там, где
люди друг другу все позволили».
В опирающейся на идеи Сократа парадигме
соотносимости типов человека и общества роль и место элиты видится лежащей в
иной плоскости, весьма далекой от революционной. Она касается прежде всего
вопроса темпа и динамики политико-социальных трансформаций государства и
общества. Прогрессивная элита способна существенно ускорить их демократическое
развитие. Регрессивная же псевдо-«элита» может лишь затормозить его. Более
того, в контексте подмеченного К.Ясперсом обстоятельства того, что «мы
становимся самими собой в процессе того, как изменяется наше осознание бытия», псевдо-«демократы»
могут окончательно подорвать и без того слабую веру в демократию, что лишь
закрепляется в современном украинском обществе.
«Нравы – это люди, законы – разум страны. Нравы
нередко более жестоки, чем законы. Нравы, часто неразумные, берут верх над
законами», – предупреждал Оноре де Бальзак. Посему для национально-государственного
развития современной Украины гораздо ценнее отнюдь не политическое критиканство
или, тем более, идеологический радикализм, а социальная поддержка таких стратегических
инициатив, как борьба с коррупцией и злоупотреблениями власти, демократический
контроль над сектором безопасности и его деполитизация, административные
реформы и системные трансформации и пр.
В силу этого в рамках доминирующей модели
представительской демократии перед каждым гражданином стоит проблема
политической ответственности, ведь «даже если вы не занимаетесь политикой –
политика все равно занимается вами». И эта проблема особо обостряется в сегодняшнем
контексте, трансформируясь в вопрос «отделения зерна от плевел» – среди орд
демагогов и популистов (в лучшем случае относящихся к псевдо-«элите») найти,
выбрать и, что особо важно, поддержать те немногие силы, которые действительно
ориентируются на качественные системные трансформации.
«Только обдумай, за сколько ты продаешь свою
свободу воли, человек, – настоятельно советовал еще римский философ-стоик
Эпиктет. – Во всяком случае, не продавай ее дешево».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.