Если этот мир сотворил какой-нибудь бог, то я не хотел бы быть богом:
злополучие этого мира растерзало бы мне сердце.
§448
Столь запутанная, причудливая, даже узловатая мифология христианства с замещающей искупительной
смертью Христа, предопределением благодати, оправданием верой и т. д. — дитя
двух весьма разнородных родителей: она возникла именно из конфликта
почувствованной истины с данным еврейским монотеизмом, который в существенных
чертах противоречит ей. Этим и объясняется и контраст между моральными местами
в Новом Завете, которые превосходны, но занимают в нем приблизительно лить
10—15 страниц, и всем остальным, которое
состоит из неслыханно причудливой, назло всякому человеческому рассудку
форсированной метафизики и наряду с нею всяческих сказок. Эту всегда
переживаемую чувством истину выяснила и выразила моя философия; отсюда и
восторг очень многих
§386
Миф о переселении душ до такой степени богат содержанием, так важен, так
непосредственно близко стоит к философской истине из всех мифов, которые
когда-либо создавались, что я считаю его поп plus ultra* мифического
изображения. Потому-то его так и чтили и применяли также Пифагор и Платон; а
тот народ, у которого он пользуется общим приоритетом как предмет народной веры
и оказывает решающее влияние на жизнь,
должен именно потому считаться самым зрелым из народов, как является он равным
образом и самым древним.
* Здесь: последний предел (лат.).
§388
Укротить грубые характеры и удержать от несправедливости и жестокости — для этого истина не годится, ибо
такие люди не могут ее понять; для этого нужны, следовательно, заблуждение,
сказка, парабола. Отсюда — необходимость положительных религиозных учений.
§392
Если этот мир сотворил какой-нибудь бог, то я не хотел бы быть богом:
злополучие этого мира растерзало бы мне сердце.
§401
Если меня спросят, где же можно достигнуть интимнейшего познания этой
внутренней сущности мира, этой вещи в себе, которую я назвал волей к жизни; или
где эта сущность всего отчетливее выступает в
сознании; или где она достигает чистейшего раскрытия самой себя, — то я
должен буду указать на сладострастие в акте совокупления. Вот где! Вот истинная
сущность и ядро всех вещей, цель и назначение всего существования. Вот почему
оно и служит, subjective, для живых существ целью всей их деятельности, их
высшей отрадой, a objective оно
представляет собою фактор, на котором зиждется мир, ибо неорганический
мир примыкает к органическому в силу познания. Отсюда благоговение перед Ungarn
и перед phallus.
А что оно представляет собою для нас?
На это дает ответ Шекспир в 129-м сонете4.
§403
Я хотел бы все-таки, чтобы они, прежде чем воспеть хвалу Всеблагому,
осмотрелись немножко вокруг себя и убедились, как идут дела в этом прекрасном
мире. И затем я спросил бы их, на что этот мир более походит: на создание
премудрости, всеблагости и всемогущества или на создание слепой воли к жизни?
§407
Парсы, евреи и магометане молятся Создателю мира; индусы, буддисты и
джайны в противоположность первым молятся Преодолителю мира и, в известном
смысле, уничтожающему его. Очевидно, христианство в собственном смысле, или
христианство Нового Завета, принадлежит к этому второму классу религий, но на
историческом пути его насильно и абсурдно соединили с одной из религий первого
класса.
§408
Что за хитрый подлог и коварная инсинуация лежит в слове атеизм! Как
будто теизм нечто такое, что разумеется само собою.
§418
Масса будет всегда способна только верить, но не понимать. А для веры
все одинаково легко или трудно. Поэтому дайте ей в качестве объекта веры
что-нибудь дельное и истинное, а не учения, которые внушают ложное и
недостойное понятие о природе, унижая последнюю до степени внешней поделки,
проповедуя, будто человеческий род и мир
существуют для того, чтобы быть счастливыми, и т. д., и т. д.
§419
Мораль должна иметь для себя опору в какой-либо догме; оттого, пока не
знают догмата истинного, берут какой-нибудь мифический, аллегорический, не достоверный, а только
предполагаемый. Хорошо, но действительно
ли мораль нуждается в догмате? Нельзя ли предоставить ее самой себе, так как
ведь она прирождена, а в отношении
принудительных обязанностей нельзя ли довериться юстиции и полиции,
наряду с которыми действует еще и честь, т. е. внимание ко мнению других? А
если нужен мифический догмат, то как высоко над всеми другими стоит догмат
метемпсихозы!
§423
Едва только правительства дали попам снова подняться на ноги, как они
тотчас же вцепились друг другу в волоса. Это меня сердечно радует.
§430
Если бы мы мыслили какого-нибудь созидающего демона, то мы были бы
вправе, указывая на его творение, крикнуть ему: "Как смел ты нарушить
священный покой Ничто, чтобы вызвать к жизни такую массу боли и горя!"
§431
Кто любит истину, тот ненавидит богов, как в единственном, так и во
множественном числе.
§432
Когда истина за меня, то во мне не возбуждает зависти, что на стороне
моих противников оказывается церковь вместе с Ветхим и Новым Заветом.
§433
С тех пор как ultima ratio theologorum*, костер, не пускается больше в
дело, только трус станет еще церемониться с ложью и обманом.
§434
Не распознать в его изначальности истинного внутреннего, непреходящего существа всего того, что есть и
может быть, чтобы унизить его до степени продукта из ничего (созданного
совершенно отличным от него существом), — это именно и есть богохульство.
§436
Религия оттесняется прогрессирующим интеллектуальным образованием, становится более абстрактной, а
так как ее сущность — образность, то она и должна будет пасть совершенно, как
только известная степень интеллектуального образования сделается всеобщей.
§437
Если высоту интеллектуальной ценности можно верно определить по той
степени, в какой данный человек осмысливает проблему бытия и о ней печется, то
как высоко стоят в сравнении с европейцами индусы и древние египтяне! последний
довод теологов (лат.).
§447
Разговор в 33 году:
А. Слыхали новость?
Б. Нет; а что случилось?
А. Мир спасен! Б. Что вы говорите?!
А. Да, милосердный Господь Бог принял образ человеческий и дал распять
себя в Иерусалиме: тем самым мир спасен и дьявол повержен.
Б. Ах, это же прелесть что такое!
Артур Шопенгауер
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.