Глава №2
Учитель сказал:
«Дарите с радостью, ибо в радости обретете друзей. Празднуйте несчастье, ибо узнаете врагов своих…»
С раннего детства я всегда больше любил подарки дарить, чем получать. Причем мне нравилось делать это неожиданно, без всяких поводов. В голову внезапно приходила мысль о том, что было бы здорово порадовать сегодня мать или отца, бабушку или дедушку. Я тут же принимался обдумывать, чтобы такое подарить, чтобы увидеть, как усталые лица моих близких внезапно осеняет улыбка, как в их глазах вспыхивает восторг, как наш дом наполняется теплом и любовью. Мне доставляло неописуемое удовольствие, когда мой подарок нравился.
Как-то во время летних каникул я решил заработать на магнитофон. Мне так хотелось его купить, что он снился мне по ночам. Магнитофоны были у многих друзей, но моя семья не могла позволить себе такие расходы. На время летних каникул я устроился на завод слесарем, так как получил начальный разряд по специальности еще в школе. Я подсчитал, что за три месяца заработаю эти деньги, и мечта наконец-то осуществится. Работал я с такой радостью и воодушевлением, что не замечал, как проносятся мои каникулы. Позади осталась первая, вторая зарплата. До магнитофона оставалось всего несколько дней. И вот этот миг настал. Я получил последнюю зарплату, и на глаза от радости навернулись слезы. Рассчитавшись с работы, на следующее утро я отправился в магазин…
В то время в стране не было в розничной продаже официального импорта. Заграничные товары можно было купить исключительно на базаре у фарцовщиков, и стоили они больших денег. Мой путь в магазин лежал через этот базар. Я любил бывать в торговых рядах. Это было волшебное место! С восторгом и печалью я рассматривал каждую вещь и переживал чувство невероятной радости вместе с теми людьми, которые делали покупки. Я представлял себя на их месте. И такая неосознанная медитация вселяла уверенность, что когда-то и я заработаю достаточно денег и подойду за покупкой к прилавку.
От рынка до магазина бытовой электроники было не более 200 метров. Это были не просто метры. Это были 200 метров до осуществления заветной детской мечты! Но произошло невообразимое. Проходя мимо торгового ряда с парфюмерией, я вдруг увидел флакон французских духов – тех самых, которые 5 лет назад получила в подарок мама и которые она очень берегла. Я помнил, как она радовалась подарку, а позже еще долго грустно вздыхала по пустеющему флакону. Как же я любил этот божественный запах, который разносился в редкие моменты особых праздников по дому, наполняя своим ароматом каждую клеточку моего существа! Как же я ждал тех самых мгновений, когда мама в очередной раз прикоснется к волшебным духам!
Всего за 200 метров до моей мечты в голове все перевернулось. Я вдруг понял, что хочу повторения этих счастливых моментов больше магнитофона. Поэтому подошел к продавцу и без колебаний протянул ему свою месячную зарплату. Затем я вспомнил, как давно папа мечтает о хорошей электробритве, бабушка – о пуховом дорогом платке, дедушка – о портативном радиоприемнике. Я с радостью потратил оставшиеся деньги на подарки и словно на крыльях помчался домой…
Мама и бабушка плакали. Они были настолько растроганы моим поступком, что не могли сдержать слез. Это были больше чем подарки. В них родные увидели мою безграничную любовь, которая придавала духам еще больший аромат и согревала теплее платка. Отец с дедом на радостях устроили пышное застолье, пригласив по поводу внезапного семейного праздника соседей и кумовьев. Это был самый лучший в моем отрочестве праздник! Спустя несколько месяцев, когда я проснулся в день своего рождения, на моем столе стоял… новенький магнитофон.
«Дарите с радостью, ибо в радости обретете друзей…»
Обратите внимание, как возле церкви нищим подают милостыню. Вспомните, с каким чувством делаете это вы. С недавнего времени я начал следить за своими эмоциями в этот момент и пришел к удивительному открытию. Я увидел, что делаю это автоматически, это стало как бы обязательным жестом перед входом в церковь. А еще я увидел, что даю нищим деньги с каким-то внутренним отвращением, стараюсь не смотреть им в глаза и побыстрее скрыться за дверью храма. Почему так происходит? Что именно вызывает у людей внутреннее беспокойство, когда они сталкиваются с «обязанностью» подать милостыню? Хочу поделиться результатами собственных исследований.
Вначале я думал, что жертвовать с открытым сердцем мешает сам ритуал, обязанность, принуждение, искусственно созданное препятствие на пути к Богу. Даже преодолевая это препятствие, я чувствовал себя в храме неловко. Правда ведь, что после неискренности поступка уже через миг тебя начинает терзать совесть?! Тебе становится неимоверно стыдно перед иконой. В итоге ты покидаешь церковь разбитым и угнетенным, а не радостным и окрыленным молитвой. Ты решаешь для себя, что в следующий раз навсегда покончишь с этим ритуалом, забудешь об обязанности и дашь деньги по доброй воле и без лицемерия. Но, к величайшему удивлению, следующего раза не наступает. Ты едешь в храм, программируешь себя на искренность, умоляешь сердце быть открытым, а глаза – излучать свет. Но, как только ты подходишь к нищим, все повторяется. Твоя рука протягивает деньги, но глаза упрямо смотрят в сторону, а ноги поскорее уносят тебя прочь. Ты чувствуешь себя еще более подавленным и разочарованным. Ты потратил неимоверное количество сил на борьбу со своим внутренним злом, но в итоге зло оказалось сильнее.
Когда я понял свою ошибку, все резко изменилось. Все дело в борьбе, в том, что я решил восстать против навязанного извне, как казалось тогда, ритуала. Я наивно полагал, что смогу разрушить устоявшуюся многовековую церковную традицию, назвав ее доброй волей собственной души. В тот самый миг, когда я решил победить один противоречащий моей душе ритуал, мгновенно создал свой собственный – не менее насильственный над собой.
Конфликт межу душой и умом не был разрешен. Душа по-прежнему сопротивлялась жертвовать по принуждению, но с радостью, ум все также упрекал душу за черствость.
В один прекрасный миг я вернулся к старой традиции. Но на этот раз вместо борьбы решил познакомиться с ней ближе, посмотреть на нее другими глазами. Увиденное меня поразило. Я понял, что этот ритуал великолепен, прекрасен как по своей цели, так и по своему содержанию.
Я впервые понял, почему милостыню у церкви, как правило, просят исключительно утром. Секрет прост. Утром человек свеж и полон сил. Его душа поет вместе с птицами, она молится искренне. И нищие у церкви являются своеобразным подтверждением тому, что входящий в Храм растворился в Божественном без остатка, что он готов к молитве, что его карманы пусты, что для него есть только Бог. В материальном плане просящих подаяние не интересуют именно ваши деньги. Если не дадите вы, пожертвует кто-то другой. Никаких проблем! Волноваться не о чем!
Под конец дня человек устает. Он отдает все свои силы решению своих обыденных проблем, поэтому к вечеру просто не в состоянии распахнуть для молитвы свою душу. Вот почему всенощные бдения служат только по большим церковным праздникам. Молитва без радости для уставшей души теряет всякий смысл. Вечером, день человека подходит к своей смерти, но уже утром мы обретаем новую жизнь, за которую благодарим Бога. С рассветом человек полон Божественной радости, он полностью полагается на Бога перед неведомым путешествием в новый день. И Бог устами «нищих» отвечает человеку взаимностью. Он благословляет его, вдыхает свежие силы для преодоления всех трудностей дня, наделяет энергией, позволяющей с радостью встретить даже вечернюю усталость.
«Дарите с радостью, ибо в радости обретете друзей…»
Смысл этих слов раскрывается в своей истинности только тогда, когда человек осознает, что нищие возле церкви – не нищие, а его самые близкие, настоящие друзья. Ведь их устами тебя благословляет сам Бог. И что под церковью человек не жертвует и не подает деньги. Эти слова были привнесены в этот прекрасный ритуал искусственно, преднамеренно. Под храмом человек непременно приносит деньги в дар! Как можно жертвовать или давать милостыню друзьям? Друзьям можно только приносить дары. В противном случае они перестанут быть твоими друзьями. В свою очередь дары не могут восприниматься как жертва.
Дар и пожертвование – несопоставимые, противоположные явления. Дарят сердцем, душой, безвозмездно. Жертвуют умом, рассудком, с прямой или косвенной выгодой.
Если вы придете на день рождения к своему другу и скажете: «Дорогой друг, в честь твоего дня рождения я жертвую тебе этот конверт с деньгами». Или: «Прими, дорогой друг, в честь твоего дня рождения от меня милостыню в этом конверте». Ваш друг непременно оскорбится, обидится на вас, станет вашим врагом. И будьте уверены в том, что когда у вас случится несчастье, он придет в ваш дом и торжественно произнесет: «Дорогой друг, в этот трудный для тебя час я дарю тебе эти деньги!»
Я понял, отчего я испытывал дискомфорт, когда ранее давал милостыню нищим у церкви. Причина крылась в подмене понятий, что непременно создавало неверный образ. И именно из-за этой ошибки я, как и многие из вас, не испытывал Божественного блаженства перед алтарем. Само посещение храма было чужеродным для души, лживым ритуалом.
Почему же понятие дара было подменено совершенно противоположными по значению словами «милостыня», «пожертвование»? Это очень тонкий и одновременно простой вопрос. Посмотрите по сторонам. Будьте внимательны. Вы заметите, что человеческий ум очень хитер, изворотлив и жаден. Он привык непрестанно бороться со всем и вся, подпитывая человеческий эгоизм все более убедительными иллюзиями: «Ты лучше, выше других», «Ты самый верующий, самый святой, самый богобоязненный», «Другие не стоят и твоего мизинца», «Только ты достоин быть счастливым», «Тебе должно принадлежать все».
Ум не позволяет большинству из нас с радостью отдавать другим то, что было получено путем неимоверных усилий, жесткой борьбы. Ум никогда не поставит на колени свое эго перед нищим. Нищий – ничто, а ум – все. Как может он, бравший в боях от жизни все, опуститься до этого ничтожного неудачника, который довольствуется подачками? Если так требует традиция, религия, ритуал, ум разрешит вам дать нищему денег, бросит их небрежно, с высоты своего роста и полного превосходства. Ум обязательно злокозненно нашепчет, как жестом подчеркнуть, что вы выше, благороднее просящего подаяние. А если к нищему выстроится очередь из жертвующих, ум непременно порекомендует бросить самую крупную купюру, чтобы и другим было понятно, кто здесь самый успешный, кто самый богатый. Ум скажет: «Дай самую крупную купюру, брось нищему все свои деньги, покажи самому Богу, какой ты благородный, какой бескорыстный, какой милостивый. Никто не даст нищему больше тебя. За такое подаяние нищий будет молиться на тебя, как на самого Бога. Разве может сравниться то, что дает нищему Бог, с той купюрой, что пожертвовал ты? Нищий сможет купить себе новую одежду, прокормить себя на эти деньги в течение месяца, а то и дольше. Он непременно вознесет твою щедрость в своих молитвах! Ты будешь для него больше чем сам Бог!»
К сожалению, уму удается обольстить большинство из нас. Вот почему мне не нравился ритуал. Но больше всего мне стыдно от того, что я неосознанно в нем участвовал.
«Празднуйте несчастье, ибо узнаете врагов своих…»
Люди говорят, что друг познается в беде. Теперь я понимаю, что это абсолютно ложная сентенция – очередная хитрость ума. На самом деле лишь в радости можно узнать истинного друга. В несчастии познаются только заклятые враги. Если вы видите на похоронах своих близких сочувствующего вам друга, но на вашей свадьбе его не было, знайте – перед вами враг. Настоящий друг всегда будет рядом с вами. Он будет искренне рад за вас на свадьбе и также искренне, без публичных слез и плача, подставит свое плечо на похоронах близких вам людей.
Как правило, за редкими исключениями, ум не может смириться со счастьем другого. Человеку невыносимо больно, что кому-то судьба преподнесла подарок, который, без всяких сомнений, должен был принадлежать ему. В горе ситуация резко меняется. Ум ликует. Внешне человек соболезнует, дружески похлопывает по плечу. Но внутренне все его существо ликует. Ум констатирует: «Вот видишь, ты был абсолютно прав, когда отказался разделить со своим другом радость подарка судьбы. Он получил его незаслуженно и за это его покарал Бог. Тебя несчастье обошло стороной, потому что подарок предназначался тебе. Бог понял допущенную несправедливость и воздал каждому из вас по заслугам. У него – горе, у тебя – счастье. Так и должно быть!»
Основная масса людей привыкла сосуществовать, а не дружить. На самом деле словом дружба человек подменил понятие сосуществования. Но это две абсолютно разные вещи. Дружба не знает условностей. Она не зависит ни от счастья, ни от горя. Она присутствует всегда, даже после смерти. Сосуществование прямо противоположно дружбе. Его можно ассоциировать с общежитием. В общежитиях редко можно встретить дружбу. Как правило, дружба не приживается на общей кухне. Внешне соседи по общежитию могут дружить, но, запираясь в своей комнате, шлют в адрес своих «друзей» самые бранные слова, самые изысканные проклятия. По-другому и быть не может. Человеческое эго не может существовать без войны, оно взращено на бранном поле. И лучшего бранного поля, чем общежитие, не найти. Вот почему, несмотря на непрекращающуюся ругань, а порой и драки, все подлости и мелкие пакости, которые с постоянной периодичностью подбрасывают соседи друг другу, жизнь в общежитии вспоминается как самое лучшее время.
На моем этаже жили 8 семей. Они ругались постоянно. По любому, самому несущественному мелочному поводу, на этаже возникал дикий скандал. Более всего в разжигании войн усердствовала одна семья. Она сводила всех с ума. Эта семья достала соседей до того, что этаж сплотился против нее. Семь семей подписали «пакт о ненападении» и сформировали мощную «антигитлеровскую коалицию». На меня снизошло откровение, когда эта семья получила собственную квартиру. «Коалиция» была обезоружена и разбита без боя, в самом начале подготовки «плана «Барбаросса». Соседи мгновенно окружили еще не выехавших новоселов теплом и заботой, устроили пышное застолье, вспоминая, а то и придумывая под очередной тост самые трогательные, теплые моменты их совместного проживания. Люди действительно искренне плакали, желая этой семье счастья на новом месте жительства. В данный момент они прощались воистину с самыми дорогими людьми, ведь они были самыми матерыми и достойными врагами, победа над которыми делала честь всему этажу. Эти семьи оплакивали не столько свое поражение, сколько потерю противоборствующей стороны, достойного противника, с которым можно было померяться силами. Я невольно сравнил это застолье с церемонией прощания по усопшим, хотя внешне она выглядела обычным прощальным застольем.
Люди привыкли сосуществовать, а не дружить. Сосуществование дает им возможность ежедневно подчеркивать свою исключительную значимость, убеждаться в собственном превосходстве над соседями, постоянно поддерживать себя в отменной физической форме, наращивать мускулы, неустанно точить ножи. Сосуществование становится смыслом их жизни, а когда потенциальный враг волей случая исчезает, он отнимает у своих противников все, в том числе и смысл жизни. Наступает страх одиночества – самое ужасное явление, которого человек не пожелает даже врагу. Он боится остаться один.
Чем он будет заниматься? Что будет делать? Ради чего жить? Всю свою сознательную жизнь он в борьбе добывал славу, почет, уважение. И что теперь? Ради чего все это было нужно? Кто теперь скажет человеку, что он самый могущественный, сильный, уважаемый, богатый? Рядом никого нет, только он сам. Но сам он не в состоянии быть уверенным в своей силе. Раньше он был уверен в этом. В этом было невозможно сомневаться. Человек видел своих жертв, мог потрогать их, принимать от них по праздникам «дары», слышать в свой адрес слова уважения. Но, когда остался наедине с собой, впервые возникли сомнения, которые словно рак начали пожирать клетку за клеткой все нажитое в борьбе могущество.
«Дарите с радостью, ибо в радости обретете друзей. Празднуйте несчастье, ибо узнаете врагов своих…»
Не подходите к выбору подарка формально. Дарите с радостью, от чистого сердца. И тогда сама душа вам поможет с выбором предмета дарения. Благодаря такому подарку вы обретете подлинных друзей, по-настоящему близких людей. Вы сольетесь с ними воедино на всю жизнь. В противном случае ваш подарок не будет даже распакован. Он найдет свое место в чулане, окажется в груде других нераспечатанных подарков, которые будут передарены другим.
Не пытайтесь купить истинную дружбу задешево. Не превращайте дар в милостыню. Выйдите из круговорота передаривания иллюзии дружбы. Обретите настоящую дружбу в радости. Такая дружба бессмертна. В этом не может быть сомнений. Я это понял недавно, когда увидел в сокровенном месте, где моя мама хранила самые дорогие для нее вещи, пустой флакон из-под французских духов…
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.