Неужели это фильм-реквием? Неужели Михалков предчувствует смерть?
Больше всего меня поразила догадка.
Эта догадка была внезапна и не оставляла мне
места для сомнений. Она возникла вопреки сюжету картины и совсем не связана с
ней.
Песня, спетая Михалковым в конце картины,
больно ударила мой музыкальный слух и сознание. Заунывное вступление и эти
слова:
«Не для меня придет весна
Не для меня разольётся
И сердце девичье забьётся
…не для меня»
Неужели это фильм-реквием? Неужели Михалков предчувствует
смерть?
И сомнения стали шириться во мне, и мысль
уходила все дальше и дальше от некоторых шероховатостей картины, главной из
которых я считаю наигранные рыдания поручика, после исчезновения его мимолетной
любви, у которой он не спросил ни имени, ни адреса.
Как жаль мне было оттого, что автор картины
или автор произведения изобразил нам быстрое и детское сожаление поручика от внезапного
расставания.
У зрителя складывается впечатление, что
поручик еще совсем ребенок, у которого отняли любимую игрушку, с которой он мог
играть и играть.
Он ищет ее и понимает, что безвозвратно
потерял. И этот потерянный след мы наблюдаем до конца картины.
Теряются надежды, время, часы.
Часы потом находятся, но лишь для того, чтобы
снова потеряться вместе с их хозяином уже навсегда…
И все, в том числе и зрители, не могут понять,
с чего все началось?
Одни, устами героев картины расходятся во мнении,
называя различные причины:
отказ от поголовного истребления политических
заключенных и матерых преступников до литературы, которая
все время только ругала действительность и ничего не создавала руками;
другие – зрители, едины во мнении.
Они знают наверняка, что все начинается
одинаково с обещаний и неисполнений. Так еще Адам обещал Еве. Потом обещал Царь
народу.
Ленин обещал рабочим и крестьянам. Немцов
обещал бизнесу. И кстати именно Немцов осуществил обещанное. Теперь Путин кому-то
обещает.
Но при этом все обещали русским, но не выполнили,
а топили и жгли нас, чтобы не чувствовать угрызений совести за то неисполнение обещанного,
и за то, что они все тупее за нас, и использовали нашу доверчивость и доброту.
Как символично проходит красной чертой по
фильму вот эта русская доброта и наивность. И как исторически точно подмечена
извечная казнь доброты руками евреев
Этот наилегчайший шарфик, который парит в
воздухе, во время фильма, подхватываемый чайками, создает гармонию простора.
Широкий простор, окружающий героев картины
вызывает утраченные чувства спокойствия.
Время как будто остановилось.
Мы наблюдаем за полетом шарфика и
настораживаемся. Непроизвольно и подсознательно.
Мы привыкли к тому, что хорошее в нашей жизни
быстротечно. И что вот-вот должно придти плохое.
И оно приходит, как всегда.
Оно приходит в ужасном, подлом, циничном и экономически
оправданном утоплении знатоков литературы, иностранных языков, живописи,
фотографии и Бог еще чего, на старой барже.
Чтобы не смотреть в глаза доброте и
доверчивости ее лучше утопить.
Так поэты топили свою доверчивость в вине и
развратной любви.
Так евреи топили на баржах тех, кто умел творить.
Фильм мне понравился. В нем нет намеков.
Повествование картины происходит медленно, исподтишка. И приводит нас к
ужасному финалу, который по силе своей не выдумать.
Бовыкин Сергей 8 ноября 2014 г от Рождества Христова.
Город Костополь.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.